Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО:
_____________________
Е.Н.Соколова
протокол № 1 от 23.08.2021 г.
УТВЕРЖДЕНО:
И.о. директора МАОУ СОШ №26
___________________
Н.А.Самойлова
приказ № 84-д от 30.08.2021 г.
Приложение
к образовательной программе
основного общего образования
МАОУ СОШ № 26
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Смысловое чтение и работа с текстом»
основное общее образования
5-6 классы
Составитель: ШМО учителей
гуманитарного цикла.
г. Волчанск, 2021 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Смысловое
чтение и работа с текстом»:
осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей
этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому
и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание
значимости художественной культуры народов России и стран мира;
способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых)
норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Смысловое чтение и работа с текстом»
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
2
навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Смысловое
чтение и работа с текстом»
представления об основных стратегиях смыслового чтения;
понимание места стратегий и их роли в образовании в целом;
освоение базовых понятий смыслового чтения и работы с текстом;
овладение основными приёмами смыслового чтения; использование их в своей
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
понимание коммуникативных
возможностей
использования
стратегий
смыслового чтения в собственной речевой практике;
осознание способности оценивать эстетическую сторону речевого высказывания
при анализе текстов художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАБОТА С
ТЕКСТОМ»
Первый раздел посвящен приемам работы, позволяющим научиться вести диалог с
текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, выделения
разных видов информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и
публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте:
выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.
5 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1.
1.1 Приемы диалога с текстом
1.2 Слово
1.3 Заголовок и эпиграф
1.4 Прогнозирование
1.5 Вопросы к тексту
1.6 Выделение главной мысли
1.7 Воображение
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1.
1.1 Приемы диалога с текстом
1.2 Слово
1.3 Заголовок и эпиграф
1.4 Прогнозирование
1.5 Вопросы к тексту
3
1.6 Выделение главной мысли
1.7 Воображение
РАЗДЕЛ 2
2.1 Приемы работы с научно-публицистическим текстом
2.2 План
2.3 Тезисы
2.4 Конспект
2.5 Пересказ
2.6 Графическое моделирование структуры текста
2.7 Защита проектов
2.8 Итоговый контроль
1.1. ПРИЁМЫ ДИАЛОГА С ТЕКСТОМ
1.2 Слово
Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова,
словосочетания. Незнание слова ведет к потере смысла текста или к обеднению его.
Ребенок привыкает пропускать незнакомые слова, возникает иллюзия понимания текста.
Рассуждения ребенка заключается в том, что «Ничего страшного не произойдет, если я в
большом тексте не знаю пару слов». В результате такого схоластического подхода к
тексту теряются тонкие эмоциональные связи между автором текста и читателем.
Читатель-ребенок не видит все содержание текста, не может зачастую выделить главное,
пересказать содержание.
Задания, направленные на работу со словом состоят из разбора состава слова,
выявления значения слов, из умения предугадывать грамматическую конструкцию
предложения или даже текста.
Задания.
1. Заполнить в тексте пробелы (пропущенные слова).
2. Найти значения слова.
3. Найти в тексте слова в переносном смысле.
4. Определить степень уверенности автора текста.
5. Найти тексты-каламбуры (шутки).
6.Восстановить обрывки фраз (например, в документе).
7.Написать маленькие рассказы из предложений.
8.Подобрать как можно больше однокоренных слов.
Критерии оценивания: умение объяснять значение слов, безошибочное выполнение
задания, умение выстраивать рассказ, объясняя логику изложения.
1.3 Заголовок и эпиграф
Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан
текст?».
Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора,
подготавливают читателя восознанию текста, это самые первые прочитанные слова. Пусть
ребенок сам почувствует, как это важно – правильно придумать заголовок. Важно научить
ребенка умению анализировать заголовки к тексту.
Заголовки бывает разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония,
противопоставления и т.д.
Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом
– это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребенка подбирать
эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.
Задания:
4
1. Подобрать заголовки так, чтобы они выражали … (например, эмоциональное
состояние автора, героя).
2. Найти произведения с эпиграфами и объяснить смысл.
3. Определить по заголовку жанр произведений.
Критерии оценивания: адекватность подбора заголовка, умение адекватно
интерпретировать смысл эпиграфа, умение выделять и определять основную идею текста,
умение аргументировать свой выбор.
1.4. Прогнозирование
Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к
действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той установки
(ожидания), которую читатель прогнозировал. Чтобы установка не мешала чтению,
необходимо обсуждать с детьми различные варианты прогноза на развивающиеся события
в тексте. Смысловой и эмоциональный настрой читателя важен при работе с текстом. Все
этапы - возникновение вопроса, прогнозирование, ожидания, самоконтроль – и есть
диалог читателя с текстом. Важно объяснить ребенку все этапы и научить диалогу с
текстом. Это приводит к осознанному чтению. Осознанное чтение подразумевает поиск
причин, связей, сравнений, т.е. аналитических умственных операций. Для выявления
причинно-следственных связей ребенка надо учить задавать вопросы и искать ответы.
Следующий шаг искать сходства и различия.
Первый блок заданий на прогнозирование:
1. Дописать словосочетания.
2. Вставить пропущенные строчки.
3. Составить пословицы из частей.
4. Соединить текст по принципу сходства и противоположности.
5. Придумать окончание истории.
6. Собрать тексты (предложения, абзац, текст).
Критерии оценивания: умение прогнозировать развитие сюжета в художественном
тексте, умение предвосхищать, о чем пойдет речь и что будет сказано дальше в тексте,
умение выделять фрагменты текста и определять связь между ними, умение
аргументировать свой выбор.
1.5. Работа с вопросами
Задающий вопросы ребенок – это думающий ребенок. Вопросы побуждают к
знанию, умению и творчеству. Диалог с текстом, понимания текста невозможно без
вопросов. В работе с вопросами часто используется классификация Б. Блума, в которой
выделяют шесть типов вопросов:
1. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно вспомнить какие-то факты,
воспроизвести информацию.
2. Уточняющие вопросы. Обычно они начинаются со слов: «Если я правильно понял,
то…?», «То есть речь идет о…?»
3. Объясняющие вопросы. Начинаются со слов «Почему?». Такие вопросы
восстанавливают причинно- следственные связи.
4. Творческие вопросы с частичкой «бы». В его формулировке есть элемент
условности, предположения, прогноза, фантазии: «Как выдумаете, как будут развиваться
события дальше?»
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выявление критериев оценки
тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»
6. Практические вопросы. Устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой:
«Как бы вы поступили на месте героя?».
5
Задания:
1. Вопросы на воспроизведение текста.
2. Самостоятельная постановка вопроса.
3. Задания, стимулирующие возникновение вопросов.
4. Самостоятельное выявление скрытых вопросов и ответов.
Критерии оценивания: умение задавать точные и оригинальные вопросы, задавать
вопросы о причинах и следствиях, о возможности и целесообразности подходов в
решении проблем, умение выделять то, о чем говорится в тексте и что говорится в тексте
(субъект и объект).
1.6 Выделение главной мысли
Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или
несколькими предложениями) общий смысл текста. Для школьников такая задача самая
сложная. Порой текст требует абстрагирования от конкретной ситуации, чего у многих
детей не получается. Часто в тексте скрыты не один, а несколько смыслов. Поэтому
необходимо соблюдать некоторые условия при выделении главного в тексте. Первое.
Ребенок должен знать о поставленной цели. Задавать вопросы «Что главное в тексте?»,
«Что самое важное?», «Что хотел сказать автор?», «Для чего написан текст?». Второе.
Вычерпать все возможные смыслы из каждого предложение, из каждого абзаца и более
крупных смысловых единиц. Третье. Постоянно вести диалог с текстом: задавать
вопросы, прогнозировать, контролировать свою работу.
Задания.
1. Найти слова, выражающие главную мысль.
2. Вывести главную мысль из содержания своими словами.
3. Выразить содержание одним-двумя предложениями.
4. Объяснить смысл пословиц, сказки.
5. Сравнить пословицы разных народов.
Критерии оценивания: умение находить и вербально определять основную идею
текста, умение выделять смысл пословиц, умение аргументировать свой выбор.
1.7. Воображение
Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создает
образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче понимается
текст. Задания не ставят целью научить воображению. Но активизировать воображение,
привить желание создавать образы, искать иллюстрации, картины, создавать схемы,
активно создавать и пользоваться таблицами – это реальная задача при работе с текстом.
Задания:
1. Сочинение историй, сказок.
2. Описать словами, изобразить небольшой текст, прочитанный учителем.
3. Описать словами, изобразить текст, где есть что представить и то, что представит
нельзя.
4. Тексты на ассоциации.
Критерии оценивания: умение понимать основную мысль текста, умение
прогнозировать развитие событий, умение интерпретировать текст, умение составлять
оригинальные тексты.
2.1. Приемы работы с научно-популярным текстом
6
Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может
быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические,
морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского
языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте. Информация
в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости выделяют
основную и дополнительную информацию, а по способу выражения – явной (прямой) и
скрытой (подтекстовой). Как правило в официально-деловых, научных и
публицистических текстах информация высказана прямо, позиция автора четкая. А в
художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем следуем помнить, что
первое предложение в абзаце как правило и есть основная фраза. А дальше идет
разъяснение, комментарии к первой фразе.
Задания:
1. Деление текста на абзацы.
2. Поиск явной и скрытой информации в тексте (вопросы к тексту).
3. Игровые ситуации направленные на поиск необходимой информации.
Критерии оценивания: умение выделить абзацы, ответить на вопросы к тексту,
составление текста по разработанному алгоритму.
2.2 План
Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию
текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное
содержание. План может быть простым и сложным. Последний содержит детализацию
нескольких пунктов. При обучении составлению плана можно использовать следующую
последовательность действий:
1. Прочитайте текст.
2. Выделите существенные мысли.
3. Проверьте, как они соотносятся между собой.
4. Выделите главную мысль.
5. Разделите текст на смысловые части.
6. По количеству главных мыслей определите количество пунктов плана.
7. Сформулируйте главные мысли кратко.
8. Озаглавьте каждую часть.
9. Прочитайте текст повторно, проверьте, не пропущено ли что-то.
Требования к плану:
• В пунктах плана должно быть понятно о ком или о чем и что говориться.
• Пункты плана должны быть краткими.
• Пункты плана должны быть связаны между собой.
Задания:
1. Детализировать пункты плана.
2. Собрать рассыпанный план.
3. Составить простой и сложный план своей проектной работы.
Критерии оценивания: умение составлять простой план, выделять главное в тексте,
кратко формулирует (умение правильно и точно подобрать слова) заголовок пункта,
умение объяснять связи между пунктами.
2.3. Тезисы
Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений,
сформулированных в сжатом виде.
Виды:
• Простые (часто из цитат, выдержек текста).
7
• Основные (формулируются самостоятельно).
• Сложные (из простых и основных).
Структура тезисов: вступление (тезис), основная часть (аргументы), заключение
(вывод).
Задания:
1. По тексту составить тезисы.
2. Составить тезисы для защиты своего проекта.
3. Тезисный план «План – тезис».
Критерии оценивания: умение интерпретировать информацию в тексте, умение
составлять сложные тезисы, выделение в готовых тезисах структурных частей.
2.4 Конспект
Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись
существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый,
текстуальный, тематический, свободный. Конспект как и другие способы обработки
текста способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования лежит
выделение главного содержания текста – существенных мыслей. Этапы
конспектирования: отбор существенной информации и ее сокращение; перевод текста на
свой язык с сокращением; запись сжатого текста.
Задания:
1. Выделить опорные слова в предложении.
2. Составить опорную фразу к абзацу.
3. Написать свободный диктант.
4. Пересказать несколько раз текст с перерывами между пересказами (например, на
следующий день).
Критерии оценивания: умение выделять ключевые слова и фразы, объяснять связь
между частями текста, умение использовать правила сокращения текста.
2.5 Пересказ
Требования к пересказу:
• Пересказу должно предшествовать составление плана.
• Нельзя пропускать существенное.
• Пересказ текста должен быть не дословным, а своими словами.
• Отдельные мысли должны быть связаны между собой.
• Пересказ должен быть понятен другому человеку.
Задания:
1. Поиск синонимов.
2. Из назывных и вопросительных предложений составить повествовательные.
3. Сформулировать по тексту «О чем я буду говорить?»
Критерии оценивания: адекватность и точность воспроизведения текста, умение
планировать свой пересказ, умение проводить проверку своего пересказа.
2.6 Графическое моделирование структуры текста
В современном мире информация все чаще представляется в виде графических
форм: схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта. В данной программе
предлагается научить ребенка преобразовывать текст в графическую форму. Во-первых,
это наглядно показывает связь между элементами текста. Во-вторых, этот навык помогает
выделять главное в содержании, анализировать текст, а в конечном итоге понимать.
8
Умению графически моделировать текст обучаются на уроках информатики. Поэтому
задания могут быть выполнены с использованием компьютерных программ.
Задания:
1. Представить текст в виде схемы (выдели смысловые единицы, кратко
сформулируй их, определи между ними с отношения и связи, изобрази графически).
2. Составление таблиц: на сравнения, сводная таблица, таблица «знаю – хочу узнать
– узнал» и т.д.
3. По схеме, таблице составить текст.
4. Составление диаграмм.
Критерии оценивания: умение отображать связи между элементами текста,
составляет таблицы (диаграммы), интерпретирует графическую форму текста.
2.7 Защита проекта
Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной задачи
(проблемы), на получение заранее спланированного результата. Критерии оценивания
проекта разработать с учениками.
2.8 Итоговый контроль
В соответствии с таблицей уровней грамотности чтения готовятся задания по тексту
и предлагаются учащимся.
Форма контроля
Оценивание результатов освоения курса осуществляется через следующие формы
контроля:
1. Стартовая и финишная диагностика. В начале года и в конце проводится диагностика
по критериям уровней.
2. Текущая диагностика. На каждом занятии выполняются контрольные задания.
3. Защита итогового индивидуального проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ И РАБОТА С ТЕКСТОМ»
№
раздела
Название раздела
Количество
часов
34
5 класс
1
2
3
4
5
6
7
Приёмы диалога с текстом
Слово
Заголовок и эпиграф
Прогнозирование
Вопрос к тексту
Выделение главной мысли
Воображение
1
2
3
4
5
6
Приёмы диалога с текстом
Слово
Заголовок и эпиграф
Прогнозирование
Вопрос к тексту
Выделение главной мысли
5
5
5
5
5
5
4
6 класс
34
2
2
3
3
2
3
9
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ИТОГО
Воображение
Приёмы работы с научно-публицистическим текстом
План
Тезисы
Конспект
Пересказ
Графическое моделирование структуры текста
Защита проекта
Итоговый контроль
2
2
2
2
2
2
3
3
1
68
10