Рабочая программа по предмету "История"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №26
СОГЛАСОВАНА
на заседании Педагогического совета
МАОУ СОШ № 26
Протокол от 30.08.2019 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
Директором МАОУ СОШ №26
Гетте И.Н. ___________________
приказом от 30.08.2019г. № 162-д

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИСТОРИЯ»
10-11 классы
Составитель:
Кофанова Анна Ивановна,
учитель истории

2019 г.
г. Волчанск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по истории для 10-11 классов базовый уровень разработана на основе следующих документов:
1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089. (ред. от 31.01.2012);
2. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования. Среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 г.;
3. Федерального базисного учебного плана для основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и
науки РФ от 09.03.2004г. № 1312).
4. Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ СОШ №26.
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение истории на уровне основного общего образования отводится не менее 140 учебных
часов:
Цели изучения истории
Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе
осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок,
идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную
позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими
системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во
всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической
обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно
организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы
причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта,
самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность
учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа,
извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма,
аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной
информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной
знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной
и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в
том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными
видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной
деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и
готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как
средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои
мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное
отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
История как наука
История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества.
Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.
Всеобщая история
Древнейшая стадия истории человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и
формах социальных связей.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности.
Мифологическая картина мира.
Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины
мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис
европейского средневекового общества в XIV-XV вв.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало
европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и
экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни,
характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные
революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление
гражданского общества.

Технический прогресс в XVIII - середине XIX в. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры
индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни
Нового времени.
Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XIX в.
От Новой к Новейшей истории:
пути развития индустриального общества
Научно-технический прогресс в конце XIX - последней трети XX в. Проблема периодизации НТР. Циклы экономического развития стран
Запада в конце XIX - середине XX в. От монополистического капитализма к смешанной экономике. Эволюция собственности, трудовых
отношений и предпринимательства. Изменение социальной структуры индустриального общества.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Социальный либерализм, социалдемократия, христианская демократия. Демократизация общественно-политической жизни и развитие правового государства. Молодежное,
антивоенное, экологическое, феминисткое движения. Проблема политического терроризма.
Системный кризис индустриального общества на рубеже 1960-1970-х гг.
Модели ускоренной модернизации в XX в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма новейшего времени. Маргинализация
общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и
социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
"Новые индустриальные страны" Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: авторитаризм и демократия в политической жизни,
экономические реформы. Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и
Африки.
Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX - середине XX в. Мировые войны в истории человечества:
социально-психологические, демографические, экономические и политические причины и последствия.
Общественное сознание и духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.
Мировоззренческие основы реализма и модернизма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития. Информационная революция и становление информационного общества.
Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Особенности современных социально-экономических процессов в странах

Запада и Востока. Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого
информационного пространства. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире.
Кризис политической идеологии на рубеже XX-XXI в. "Неоконсервативная революция". Современная идеология "третьего пути".
Антиглобализм. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Причины возрождения религиозного фундаментализма и
националистического экстремизма в начале XXI в.
Особенности духовной жизни современного общества. Изменения в научной картине мира. Мировоззренческие основы постмодернизма.
Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
История России
История России - часть всемирной истории.
Народы и древнейшие государства на территории России
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Оседлое и коневое хозяйство. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный
строй и верования восточных славян.
Русь в IX - начале XII в.
Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки. Принятие христианства.
Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один
из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII - середине XV в.
Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства
Русской земли.
Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи.
Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение.
Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов
объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Принятие Ордой ислама. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.
Российское государство во второй половине XV-XVII в.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. "Москва - третий Рим".
Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства.
Формирование русского, украинского и белорусского народов.
Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение
крестьян. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в.
Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией.
Восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Новые
явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Церковный раскол. Старообрядчество.
Социальные движения XVII в.
Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV-XVII вв. Усиление светских элементов в русской
культуре XVII в.
Россия в XVIII - середине XIX в.
Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение
крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы
государственной системы в первой половине XIX в.
Особенности экономики России в XVIII - первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических
отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX в.

Россия во второй половине XIX - начале XX в.
Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.
Сохранение остатков крепостничества. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Политика контрреформ. Российский
монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная
реформа П.А. Столыпина. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. Становление
российского парламентаризма.
Духовная жизнь российского общества во второй половине XIX - начале XX в. Развитие системы образования, научные достижения
российских ученых.
"Восточный вопрос" во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв.
Русско-японская война.
Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество.
Революция и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. Тактика политических партий. Провозглашение и утверждение советской власти.
Учредительное собрание. Брестский мир. Формирование однопартийной системы.
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика "военного коммунизма". "Белый"
и "красный" террор. Российская эмиграция.
Переход к новой экономической политике.
СССР в 1922-1991 гг.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране.
Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация. Коллективизация. "Культурная революция". Создание советской
системы образования. Идеологические основы советского общества.
Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны.
Партизанское движение. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Роль СССР во Второй
мировой войне.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг. Складывание мировой социалистической системы. "Холодная война"
и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Овладение СССР ракетно-ядерным оружием.
Попытки преодоления культа личности. XX съезд КПСС. Экономические реформы 1950-1960-х гг., причины их неудач. Концепция
построения коммунизма. Теория развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движение.
Особенности развития советской культуры в 1950-1980 гг. Наука и образование в СССР.
"Застой". Попытки модернизации советского общества в условиях замедления темпов экономического роста. Политика перестройки и
гласности. Формирование многопартийности. Кризис коммунистической идеологии. Межнациональные конфликты.
СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США.
Политика разрядки. Афганская война.
Причины распада СССР.
Российская Федерация (1991-2003 гг.)
Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Политический кризис сентября-октября 1993 г.
Конституция Российской Федерации 1993 г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский
конфликт. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств.
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
Российская культура в условиях радикального преобразования общества.
Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Россия и вызовы
глобализации.
Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность,
укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе.
Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого
России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории России - угроза национальной безопасности страны.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
- периодизацию всемирной и отечественной истории;
- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
- историческую обусловленность современных общественных процессов:
- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе:
уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели
его создания);
- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема,
аудиовизуальный ряд);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических
процессов и явлений;
- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя
для аргументации исторические сведения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества,
гражданина России;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат
знания по данному учебному предмету.

№
п/п

Тема урока

Количество
часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню
подготовки
обучающихся

1

Российская
цивилизация:
особенности
становления и
развития.

1

Урок актуализации
знаний. Диалог

История в системе
гуманитарных наук. Основные
концепции исторического
развития человечества.
Особенности становления и
развития Российской
цивилизации. История России –
часть всемирной истории.

Знать основные концепции
исторического развития
человечества. Знать основные
особенности истории народов и
государств в целом, выявлять
главные факторы развития России,
выделять своеобразие истории
России в сравнении её с мировой и
европейской историей; определять
причины отличий исторического
пути России.

2

История
России - часть
всемирной
истории.
Место России
в мировой
истории.

1

Урок формирования
новых умений.
Лекция

История России – часть
всемирной истории. История и
современность. Источники по
истории отечества.

Понимать принципы и способы
периодизации всемирной истории;
важнейшие методологические
концепции исторического
процесса, взаимосвязь и
особенности истории России и
мира

Дата
проведения

3

Неолитическа
я революция

1

Урок изучения
новых знаний

Природное и социальное в
человеке и человеческом
сообществе первобытной эпохи.
Неолитическая революция.
Изменения в укладе жизни и
формах социальных связей.
Переход от присевающего
хозяйства к производящему.
Осёдлое и кочевое хозяйство.
Появление металлических
орудий и их влияние на
первобытное общество

4

Формировани
е этносов.
Индоевропейц
ы. ВПН.

1

Комбинированный
урок

5

Восточнослав
янские
племенные
союзы и их
соседи

1

Урок формирования
новых умений.
Диалог

«Великое переселение народов»
и его влияние на формирование
праславянского этноса. Место
славян среди индоевропейцев.
Традиционное общество:
социальные связи,
экономическая жизнь,
политические отношения.
Архаичные цивилизации
Древности. Мифологическая
картина мира.
Праславяне.
Восточнославянские племенные
союзы и их соседи: балтийские,
угро-финские, тюркоязычные
племена

6

Восточные
славяне в V –

1

Комбинированный
урок. Беседа

Занятия, общественный строй и
верования восточных славян.

Знать об этногенезе восточных
славян, понимать место славянской
этнической и языковой группы в
общей индоевропейской системе,
определять основные
восточнославянские племена,
характеризовать быт, занятия, язык
восточных славян, указывать
территорию их расселения

Характеризовать их отношения с
соседними племенами и народами,
разъяснить общий уровень
социально-экономического
развития. Объяснить смысл
понятий: этнос, генезис, этногенез,
племенные союзы
Характеризовать главные
особенности занятий,

VIII вв.

Усиление роли племенных
вождей, имущественное
расслоение. Россия и мир.Возникновение и начало
распространение ислама(622г)

общественного строя, быта и
верования восточных славян;
устанавливать причинноследственные связи в
обозначенных процессах

7

Народы и
древнейшие
государства
на территории
России

1

Урок контроля и
коррекции знаний,
умений. Семинар

Финские племена, тюркский
каганат. Византийское
государство

Объяснить смысл понятий:
присваивающее хозяйство,
производящее хозяйство,
природно-географическая среда и
хозяйственно-культурные типы

8-9

Возникновени
е
государственн
ости у
восточных
славян

2

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

Знать причины и факторы
возникновения русской
государственности; понимать
многонациональный характер
первого русского государства;
формировать собственную
позицию по поводу разных теорий
образования древнерусского
государства

Становление
древнерусског
о государства

2

Комбинированный
урок

Государственности у восточных
славян. Происхождение славян.
Формирование государственного
объединения «Русь» на рубеже
VIII—IX вв. во главе с
княжеством полян.
Возникновение Киева: легенда и
быль. Происхождение слова
«Русь». Новгородская Русь, ее
место в русской истории.
Легендарное и реальное в
«признании варягов».
«Норманнская теория», ее роль в
русской истории.
Неонорманнизм.
Борьба Новгорода и Киева как
двух центров государственности
на Руси. Победа «Севера» над
«Югом». Поход Олега на
Константинополь в 907 г.
Договоры Руси с греками.
Укрепление Киевского
государства при Игоре. Начало

1011

Понимать тенденции и динамику
развития древнерусского
государства. Выделять
особенности правления князей:
Олега, Игоря и княгини Ольги
(крещение, реформы)

борьбы с печенегами. Руссковизантийская война 941—944 гг.
Восстание древлян и смерть
Игоря.
Реформа управления и
налогообложения при Ольге.
Подавление племенного сепаратизма. Поход на Восток. Борьба
за выход в Каспийское море,
удар по Хазарии.
Первая междоусобица на Руси и
победа Владимира Святославича.
Продолжение «восточной» и
«балканской» политики
Святослава.

12

Правление
Святослава.
Первая
усобица на
Руси

1

Урок практического
применения знаний.
Умений. «мозговой
штурм»

Выделять особенности правления
князя Святослава (перемещение
главной заботы на внешние
завоевания). Определять главные
направления внешнеполитической
деятельности первых русских
князей до конца IX в.. давать её
оценку.

13

Политика
Владимира
Святого.
Принятие
христианства
на Руси.

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

Принятие христианства.
Культура Руси как один из
факторов образования
древнерусского государства.
Христианская культура и
языческие традиции. Контакты с
культурами Запада и Востока.
Влияние Византии. Культура
Древней Руси как один из
факторов образования
древнерусской народности.

Определять причины и оценивать
значение принятия христианства
при князе Владимире для
социально-политического развития
государства и в качестве
цивилизационного выбора.
Объяснить смысл понятий:
католицизм, православие

1415

Расцвет
древнерусског
о государства
Право на
Руси.

2

Урок изучения
нового материала

Расцвет Руси при Ярославе
Мудром. «Русская правда».
Право на Руси. Дань и
подданство. Князья и дружина.
Вечевые порядки. Категории
населения.

Уметь определять предпосылки для
расцвета государства. Уметь
раскрыть социальную сущность
«Русской правды»

16

Русь в IX –
начале XII вв.

1

Урок обобщения и
систематизации
знаний

17

Княжеские
усобицы.
Любеческий
съезд.
Владимир
Мономах
Причины
распада
Древнерусско
го
государства.
Крупнейшие
земли и
княжества.

1

Комбинированный
урок

Княжеские усобицы.
Политическая раздроблённость
на западе и востоке Европы.
Общее и особенное. Усобицы на
Руси

Понимать неизбежность княжеских
усобиц в данный исторический
период, знать причины
соперничества феодальных кланов.
Характеризовать политику

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

Причины распада
древнерусского государства.
Усиление экономической и
политической
самостоятельности русских
земель. Крупнейшие земли и
княжества. Русь и Степь. Идея
единства Русской земли.

Объяснить причины феодальной
раздробленности на Руси; видеть
закономерность этого периода,
негативные и позитивные процессы
двухвековой раздробленности.
Характеризовать Киевские и
чернигово-Северское княжества

18

Обобщать и структурировать
пройденный материал

19

Господин
Великий
Новгород.
СевероВосточная
Русь

1

Урок формирования
новых умений.
Конференция

Монархии и республики.
Княжеская власть и боярство.
Православная церковь и идея
единства русской земли. «Слово
о полку Игореве» Первый этап
колонизации Урала.

Понимать особенности развития
удельных княжеств,
Характеризовать их политическое
устройство

20

Культура
домонгольско
й Руси

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

Знать сущность и своеобразие
культуры Руси домонгольского
периода, на конкретных примерах
показывать её достижения.

21

От единой
Руси к

1

Урок контроля и
коррекции знаний,

Культурное развитие русских
земель и княжеств. Влияние
внешних факторов на развитие
Руси. Культурное развитие
русских земель и княжеств.
Влияние внешних факторов на
развитие русской культуры.
Восстановление экономики
русских земель. Формы

Различать
информации

в
исторической
факты и мнения,

удельной

умений. Семинар

землевладения и категории
населения. Роль городов в
объединительном процессе.
Борьба за политическую
гегемонию в Северо-Восточной
Руси. Этапы объединения
московского государства.
Первые московские князья.
Собирание русских земель.
Борьба за первенство. Москва
Тверь.

описания и объяснения, гипотезы и
теории. Обосновывать свою точку
зрения, применять полученные
знания для решения исторических
проблем
ПОНИМАТЬ
Взаимосвязь
процессов
объединения русских земель и
освобождения
от
ордынского
владычества.
Зарождение
национального самосознания.

22

Возникновени
е
монгольского
государства
(или Русь
между
Востоком и
Западом)

1

Комбинированный
урок

Образование монгольского
государства. Первые завоевания
монголов. Образование
Монгольского государства.
Монгольское нашествие.
Включение русских земель в
систему управления
Монгольской империи. Золотая
Орда. Роль монгольского
завоевания в истории Руси.
Экспансия с Запада. Борьба с
крестоносной агрессией: итоги и
значение. Русские земли в
составе Великого княжества
Литовского. Александр
Невский. Принятие Ордой
ислама.

Знать особенности историкосоциологического, историкополитологического анализа
событий и процессов. Уметь
ориентироваться по карте
монгольского нашествия,
завоевание Руси. Понимать
историческую значимость битв с
крестоносцами.

23

Москва как
центр
объединения
русских
земель.

1

Комбинированный
урок. Беседа

Борьба за политическую
гегемонию в Северо-восточной
Руси. Великое княжество
Московское в системе
международных отношений.

Политические, социальные,
экономические и территориальные
причины превращения Москвы в
центр объединения русских земель.
Характеризовать деятельность

Автокефалия Русской
Православной Церкви.
24

Великое
княжество
Московское в
системе
международн
ых отношений

1

Комбинированный
урок. Беседа.

Россия и страны Европы.
Великое княжество Московское
в системе международных
отношений. Принятие Ордой
ислама. Автокефалия Русской
Православной Церкви.

25

Феодальная
война второй
четверти XV
в.

1

Комбинированный
урок. лекция

«Москва – третий
Рим».Правление Василия I.
Василий II и феодальная война.
Причины, ход, последствия.
Итоги правления Василия
Тёмного.

2627

Русская
культура XIV
- XV вв.

2

Урок практического
применения знаний,
умений,
конференция

28

Завершение
объединения
русских
земель и
образование

1

Урок изучения
новых знаний.

Культурное развитие русских
земель и княжеств. Москва как
центр развития культуры
великорусской народности.
Расцвет древнерусской
иконописи. Древнерусская
литература. Взаимосвязь
Отечественной истории и
Всемирной: эпоха
Возрождения.
Завершение объединения
русских земель и образование
Российского государства и в чём
особенности процесса.
Свержение золотоордынского

Дмитрия Донского, определять
причины и последствия
Куликовской битвы

Знать о положении московских
князей после смерти Дмитрия
Донского (события феодальной
войны) и о преодолении
внутренних и внешних
препятствий на пути
окончательного складывания
единого государства при Иване III
Знать особенности русской
культуры изучаемого периода;
Характеризовать главные её
достижения

Характеризовать Ивана III как
первого «великого князя всея
Руси»; знать сущность и
особенности нового
централизованного государства;

Российского
государства.
Иван III

ига. Роль церкви в
государственном строительстве.
Особенности образования
централизованного государства
в России. Рост международного
авторитета Российского
государства. Формирование
русского, украинского и
белорусского народов. Во
всемирной истории: Великие
географические открытия и
начало европейской
колониальной экспансии.

объяснять причины судебной
реформы Ивана III в свете
изменений социальноэкономических отношений в
русском обществе.
Хронологически сопоставлять
Отечественную и Всемирную
историю

29

Установление
царской
власти.
Начало
правления
Ивана
Грозного

1

Комбинированный
урок

Установление царской власти.
Реформы середины XVI в.
Создание органов сословнопредставительной монархии. Во
всемирной истории:
Реформация. Торговый и
мануфактурный капитализм.

Характеризовать государство,
доставшееся в правление Ивану
Грозному; понимать специфику
первого этапа его царствования и
определять причины реформ
Избранной Рады

30

Второй этап
царствования
Ивана
Грозного

1

Урок формирования
новых умений.
Диалог

Опричнина. Закрепощение
крестьян. Учреждение
патриаршества. Проникновение
русских людей на УРАЛ.

31

Расширение
государственн
ой территории
в XVI в.
Споры о
Иване IV

1

Урок контроля и
коррекции знаний,
умений. Семинар

Детство, личность Ивана
Грозного. Оценка историков.
Расширение государственной
территории в XVI в.Поход
Ермака.

Знать сущность опричнины, её
цели и последствия;
Характеризовать главные
направления внешнеполитической
деятельности в царствовании
Ивана Грозного.
Уметь проводить комплексный
поиск исторической информации в
источниках разного типа;
формировать собственный
алгоритм решения историкопознавательных задач

Российское
государство
во второй
половине XV
– конце XVI
вв.
Культура и
быт в XV –
XVI вв.

1

Урок обобщения и
систематизации
знаний

1

Урок практического
применения знаний,
умений.
Конференция.

34

Смута.
Пресечение
правящей
династии.

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

35

Борьба с
Речью
Посполитой и
Швецией.

1

Комбинированный
урок

32

33

Обобщать и структурировать
пройденный материал

Культура народов Российского
государства. Особенности
культурного развития в
условиях централизованного
государства и утверждения
самодержавия. Новые формы
зодчества. Расцвет фресковой
живописи. Развитие книжного
дела на Руси
Смута. Пресечение
правящей династии.
Обострение социальноэкономических
противоречий. Появление
самозванчества.

Характеризовать основные
тенденции развития культуры
данного периода; знать основные
произведения культуры, быт и
нравы

Восстановление независимости
страны. Полководец М. В.
Скопин-Шуйский.
Народный отпор интервентам.
Семибоярщина и договор с
польским королем
Сигизмундом. Продолжение
гражданской войны. Первое
ополчение. П. Ляпунов и его
гибель. Второе ополчение.
Минин и Пожарский.
Освобождение Москвы.

Давать оценку событиям после
смерти Лжедмитрия первого:
Характеризовать сущность
правления бояр во главе с
Шуйским; Давать оценку
действиям второго Лжедмитрия

Характеризовать политик Бориса
Годунова. Определять причины
Смуты

36

Восстановлен
ие
самодержавия

1

Урок практического
применения знаний,
умений.
Конференция.
Урок изучения
новых знаний.
Лекция

Восстановление самодержавия.
Земский собор1613 г. Борьба за
русский трон и избрание
Михаила Романова на царство.
Начало династии Романовых.
Смоленская война, а в Западной
Европе Буржуазные революции
XVII-XIX вв. Всемирная
истории: Анг. бур-ная рев.

37

Правление
первых
Романовых

1

38

Экономическо
е развитие и
сословия в
России XVI в.

1

Урок формирования
новых умений.

Новые явления в экономике:
начало складывания
всероссийского рынка,
образование мануфактур.
Юридическое оформление
системы крепостного права.
Новые явления в экономике:
начало складывания
всероссийского рынка,
образование мануфактур.
Укрепление купеческого
сословия

39

Церковь и
государство в
XVII в.

1

Комбинированный
урок

Церковный раскол в России и
его значение.
Старообрядчество.

40

«Бунташный
век»

1

Урок практического
применения знаний,
умений. Практикум

Социальные движения XVII в.
Поиски новых источников
государственных доходов,
увеличение налогов. Соборное
уложение 1649 г. Юридическое
оформление крепостного права.

Давать оценку историческим
событиям. Понимать значимость
выбора для истории страны.
Характеризовать внутреннюю
политику царей Михаила и
Алексея Романовых; понимать
причины реформ государственного
управления и формирования
сословий. Уметь синхронизировать
историю
Знать сущность крепостного права,
причины его оформления в России,
понимать каким был уровень
развития хозяйства и торговли,
давать характеристику сословной
структуре российского общества в
данный период

Характеризовать причины и
сущность раскола в России,
выявить значение
внутрицерковного разделения
Характеризовать народные
выступления периода правления
царя Алексея Михайловича, знать
причины восстаний, их
последствия

41

Внешняя
политика
России в
XVII в.

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

42

Культура и
быт России в
XVII в.

1

Урок практического
применения знаний,
умений.
Конференция

43

Россия в XVII
в.

1

Урок обобщения и
систематизации
знаний

44

Внешняя
политика
Петра I
Северная
война

1

Урок практического
применения знаний,
умений. Работа в
парах

45

Петровские

1

Урок актуализации

Городские восстания, их
причины и последствия .
Расширение территории
государства в XVII в.
Вхождение левобережной
Украины в состав России.
Войны России с Османской
империей, Крымским ханством
и Речью Посполитой во второй
половине XVII в.
Формирование национального
самосознания.
Усиление
светских элементов в русской
культуре XVII в. расширение
культурных связей со странами
Западной Европы. Усиление
светских элементов в русской
культуре XVII в.

Провозглашение империи.
Абсолютизм. Реформы армии и
флота. Роль России в развитии
системы международных
отношений в XVIII в. и
превращение России в мировую
державу. Победа в северной
войне. Провозглашение
империи.
Петровские преобразования.

Знать основные направления и
дальнейшие тенденции внешней
политики России в XVII в.,
оценить значение присоединения
Украины к России;
Характеризовать успехи и неудачи,
объяснить их.
Знать основные факты истории
культуры России вXVII в.;
определять общие черты и
особенности её развития.

Обобщать и структурировать
пройденный материал. Понимать
,что представляла собой
Россия перед петровскими
преобразованиями.
Характеризовать международную
обстановку, в которой оказалась
Россия к началу XVIII в., понимать
причины Северной войны и
превращения России в
европейскую державу

Знать причины преобразования

46

преобразован
ия.
Социальноэкономическо
е положение
России
Петровская
модернизация

знаний. Диалог

Создание заводской
промышленности. Новая
система государственной власти
и управления. Строительство
горнозаводского Урала.

1

Урок формирования
новых умений.

Особенности складывания
абсолютизма в России и Европе.
Сохранение крепостничества в
условиях модернизации.
Россия в период дворцовых
переворотов. Расширение прав и
привилегий дворянства.
Развитие системы
крепостничества.
Просвещённый абсолютизм.
Путь Екатерины II к престолу.
Екатерина II и просветители.
Приближенные Екатерины II.
Влияние идей просвещенного
абсолютизма на внутреннюю
политику. Уложенная комиссия:
причины созыва, порядок
формирования; деятельность,
результаты деятельности.

47

Эпоха
дворцовых
переворотов.

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

48

Правление
Екатерины
Великой

1

Урок формирования
новых умений.

49

Внешняя
политика
России во
второй
половине
XVIII в.

1

Урок изучения
новых знаний.
беседа

Превращение России в мировую
державу в XVIII в. Главные
направления внешней политики
России после Петра I. Русскотурецкая война 1735—1739 гг.:
основные события, результаты.
Русско-турецкая война 1768—
1774 гг.: причины войны,

Петра I Характеризовать
экономическое и социальное
положение России в годы его
правления. Объяснять смысл
понятий: «модернизация»,
«регулярное государство» ПетраI
Уметь вести исследование,
развивать навык интеллектуальной
обработки информации и
рефлексии
Характеризовать внутреннюю
политику преемников Петра I.
Сравнивать характер правления
Петра I и его преемников
Знать особенности внутренней
политики Екатерины.
Просвещённый абсолютизм.
Золотой век русского дворянства.
Уметь делать вывод

Знать приоритетные направления
внешней политики во второй
половине XVIII в., понимать её
задачи, способы их реализации.

50

Социальноэкономическо
е развитие
России в
XVIII в.

1

Урок изучения
новых знаний.
Диалог

51

Народные
восстания в
России. От
Булавина до
Пугачёва
Россия в
XVIII в.

1

Урок практического
применения знаний,
умений. Практикум

1

Урок обобщения и
систематизации
знаний

53

Русская
культура и
быт в XVIII

1

Урок практического
применения знаний,
умений.
Лабораторная
работа.

5455

Короткое
царствование
Павла I.

2

Комбинированный
урок

52

победы русской армии и флота.
Кучук-Кайнарджийский мир и
его результаты. Освоение
Новороссии. Присоединение
Крыма к России. Русскотурецкая война 1787—1791 гг.:
причины, ход боевых действий
на суше и на море, условия
Ясского мира.
Социально-экономического
развития России.

Восстание от Булавина к Е.
Пугачёва. Восстания работных
людей на Урале.

Уметь анализировать Социальноэкономическое развитие России и
определять положения народов,
входящих в состав Российской
империи в XVIII в.
Понимать причины, повод,
социальный состав и ход народных
движений XVIII в. давать оценку
значения этих событий.
Обобщать и структурировать
материал

Особенности российского
просвещения. Влияние
просветительской идеологии на
развитие русской культуры.
Барокко, рококо и классицизм в
русской архитектуре, живописи,
скульптуре XVIII в.
Попытки укрепления
абсолютизма в первой половине
XIX в. Реформы системы

Знать основные направления и
достижения духовной жизни
русского народа, также его
бытовую культуру.

Знать причины переворота.
понимать особенности правления
Павла I и Александра I. Давать

56

Начало
царствования
Александра I.
Соц. –
экономическо
е развитие
Рос. в первой
половине 19
в.

1

Урок контроля и
коррекции знаний,
умений. Семинар

государственного управления.
Систематизация
законодательства
Особенности экономики России
в первой половине XIX в.
Развитие капиталистических
отношений. Научнотехнический прогресс в конце
XIX – последней трети XX вв.
Проблема периодизации НТР.
Урал в первой половине 19в.
Россия в системе
международных отношений
первой половины XIX в.
отечественна война 1812 г. И
заграничный поход русской
армии

5758

Внешняя
политика .
Отечественна
я война.

2

Урок изучения
новых знаний.
Беседа

5960

Восстание
декабристов

2

Урок формирования
новых умений.

Влияние Отечественной войны
на общественное сознание в
России. Русское Просвещение.

61

Внутренняя
политика
Николая I

1

Урок изучения
новых знаний.
Лекция

Начало промышленного
переворота. Формирование
единого внутреннего рынка.
Изменение социальной
структуры российского
общества в условиях
промышленного переворота.

оценку их деятельности
Характеризовать Социальноэкономическое положение России
в начале XIX в.

Понимать ключевые задачи
внешней политики России вначале
XIX в. и способы их достижения,
знать причины Отечественной
войны 1812 г., её ход и значение,
определять цели и смысл
заграничных походов русской
армии 1813 – 1814 гг.
Уметь участвовать в групповой
исследовательской работе,
формулировать собственный
алгоритм решения историкопознавательных задач, включая
формулирования проблемы и целей
своей работы
Характеризовать личность
Николая I, уметь осуществлять
анализ его внутренней политики

62

Общественная
жизнь России
при Николае I

1

Комбинированный
урок

6364

Крымская
война (1853 1856)

2

Урок изучения
новых знаний.
Диалог

6566

Культура
народов
России в
первой
половине
XIXв.

2

Урок практического
применения знаний,
умений.
конференция

67

Россия в
первой
половине
XIXв, Урал

2

Урок обобщения и
систематизации
знаний

6870

Обобщение
изученного
материала

3

Оформление российской
консервативной идеологии.
Русский утопический
социализм. Славянофилы и
западники
Имперская внешняя политика
России. Основные направления
внешней политики при Николае.
«Восточный вопрос» во
внешней политике Российской
империи. Крымская война:
причины и последствия
Культура народов России и ее
связи с европейской и мировой
культурой XVIII – первой
половины XIX в. Культура
народов России в первой
половине XIX в. Создание
системы народного образования.
Традиции классицизма в
русской архитектуре. Романтизм
и реализм в изобразительном
искусстве

Знать суть российской
консервативной идеологии и
оппозиционных мнений
николаевской эпохи. Уметь делать
выводы
Уметь анализировать ход войны,
знать предпосылки, причины и
последствия поражения России

Характеризовать развитие русской
культуры в первой половине XIX
столетия

Обобщать и систематизировать
знания. Использовать их для
понимания критического
осмысления общественных
процессов и явлений

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема
урока

Коли
честв
о
часов

Тип урока

1

Реформы
Александра
II

1

Урок изучения
нового материала

2

Реформы 6070 гг

1

Комбинированны
й урок

3

Общественная
жизнь во
второй
половине 19 в.

1

Урок изучения
нового
материала.

Элементы содержания

Личность Александра.
Отмена крепостного
права. Историческое
значение отмены
крепостного права.
Развитие
капиталистических
отношений в
промышленности и
сельском хозяйстве.
Сохранение остатков
крепостничества.
Судебная,
земская,
военная,
городская
реформы.
Итоги
и
значение.
Подъем общественного
движения.
Либералы,
консерваторы.
Земское
движение.
Народничество.
Идейные течения,
политические партии и
общественные
движения в России на
рубеже веков.

11 КЛАСС

Требования к уровню
подготовки обучающихся
Знать причины отмены
крепостного права; выделять
этапы подготовки данного
процесса; анализировать
основные положения реформы;
определять её характер и
значение

Понимать связь между отменой
крепостного права и
либеральными реформами.
Раскрывать содержание и
структуру реформ.
Понимать и различать
политические течения. Называть
существенные черты идеологии и
практики течений.

Дата проведения

4

Россия в годы
Александра
III.

1

Комбинированны
й урок

Личность Александра
III. Самодержавие,
сословный строй и
модернизационные
процессы.Политика
контрреформ.
Госконтроль над
высшими учебными
заведениями.
Внешнеполитический
курс при Александра III.

Уметь анализировать социальное
развитие империи, внутреннюю и
внешнюю политику
правительства Александра.
Определять последствия
контрреформ Александра III.
для России.

5

Государственн
о- социальная
система
России в конце
XIX в

1

Комбинированный
урок

Самодержавная
монархия. Сословия Рос.
Утверждение кап. модели
экон. развития. Урал в
конце 19в.

Знать динамику развития
пореформенной экономики
страны.

6

Русская
культура
России в конце
XIX в

1

Урок
применения
знаний

Духовная жизнь
российского общества во
второй половине XIX –
начале XX в. Развитие
системы образования,
научные достижения
российских ученых.
Литература:
Ф.М.Достоевский,
А.П.Чехов и др.
Изобразительное
искусство: И.Е.Репин,
В.Г.Перов и др.Музыка:
М.П.Мусоргский,
П.И.Чайковский и др.
Театр: К. С.
Станиславский, Ф.И.
Шаляпин и др.

Уметь работать с
различными источниками
дополнительной
информации, готовить
рефераты.

7

Россия на
рубеже 19-20
вв.

8-9 Кризис
империи:
Русскояпонская война.
Революция
1905- 1907гг

1011

Политическая
жизнь страны
после
Манифеста 17
октября

Особенности
социальноэкономического
развития России.
Экономическая
политика
правительства. Роль
государства в
экономической жизни
страны. Реформы С.Ю.
Витте.

Давать характеристику
социально-экономического
развития России. Дискуссия о
роли и месте России в мировой
экономике в начале 20 в.

Комбинированный
урок

Внутренняя политика в
начале 20 в. Русскояпонская война19041905г. « Кровавое
воскресенье» и начало
революции.
Манифест 17 октября 1905
г. Становление
российского
парламентаризма.

Определять внутреннюю
политику правительства.
Сравнивать взгляды С. И Витте,
В.К. Плеве на пути развития
России. Устанавливать
причинно- следственные связи
между явлениями

Комбинированный
урок

Особенности
формирования партий в
России.
Политические партии.
Реформы
государственного строя.

Выяснить особенности
формирования партий в России.
Различать и анализировать, их по
взглядам.
Давать оценку Гос. Думам.

1

Урок изучения
нового материала

2

2

1

Комбинированный
урок

Аграрная реформа
П.А.Столыпина.
Нарастание
экономических и
социальных
противоречий в условиях
форсированной
модернизации
Реформы П. А.
Столыпина Итоги
правления Столыпина
Политический кризис
1912 – 1913гг.

Раскрывать термин
«третьеиюньская монархия»
Дискутировать о значении
реформ П. А. Столыпина

13- Россия в
14 Первой
мировой
войне: конец
империи

2

Урок изучения
нового
материала

Российская дипломатия
накануне Первой
мировой войны.
Начало и характер
Первой мировой войны
Компании 19151916гг. Влияние
войны на российское
общество.

Готовить развёрнутый план на
вопрос
«внешняя политика России
накануне Первой мировой
войны». Выявлять причины
войны.
Дискутировать о характере
войны. Анализировать планы
противоборствующих сторон
до начала войны. Оценивать
степень готовности России к
войне.

Февральская
революция
1917 г.

1

Комбинированный
урок

Революция 1917 г.
Временное
правительство и Советы.
Тактика политических
партий.
Падение самодержавия.
Создание временного
правительства.
Большевики и революция.

Определять предпосылки и
причины февральской революции
1917г.. давать сравнительную
характеристику апрельского,
июльского и июньского кризисов
власти . определять причины
«корниловского мятежа»

12

15

Реформа
Столыпина.
Третьеиюньск
ая монархия.

16- Переход к
17 власти к
партии
большевиков.

2

семинар

Провозглашение и
утверждение советской
власти. Углубление
кризиса власти осенью
1917 г.
Вооружённое восстание в
Петрограде. Созыв и
роспуск учредительного
собрания. Создание
РСФСР

Определять характер первых
преобразований большевиков.
Давать оценку первой
конституции советского
государства и первым
преобразованиям

Гражданская
война и
военная
интервенция.
1918-1922 гг.

1

Комбинированный
урок

Этапы гражданской
войны. причины победы
красных. Брестский мир.
Формирование
однопартийной
системы. Гражданская
война и иностранная
интервенция.
Политические
программы
участвующих сторон.
Политика «военного
коммунизма. Дискуссия о
причинах, характере и
хронологических рамках
гражданской войны.
«Белый» и «красный»
террор. Российская
эмиграция.
Гражданская война и
Урал.

Выделять причины
гражданской войны и
интервенции давать
сравнительную
характеристику Белого и
красного движений.
Определять ключевые моменты
дискуссии, формулировать
собственную позицию

18

19 Россия от
революции к
гражданской
войне.

1

Урок повторения

20- Политика
21 военного
коммунизма.
НЭП

2

Семинар

1

Урок изучения
нового
материала

22

Образован
ие СССР

Основные мероприятия
политики военного
коммунизма. Советская
Рос. после Г/В.Первые
успехи НЭП. НЭП и
разногласия в
руководстве страны.
Причины свертывания
новой экономической
политики.
Образование СССР.
Выбор путей
объединения.
Национальногосударственное
строительство.
Предпосылки
создания
СССР. Партийные
построения
дискуссии о впутях
социализма
СССР.
и
методах

Определять основные
причины перехода к НЭП.
Сравнивать политику В/К и
НЭП.

Сравнивать предложенные
варианты создания Единого гос.,
насколько они соответствовали
задачам, стоящим перед
советскими республиками.

23

Культура и
искусство
после октября

24- Индустриализа
25 ция.
Коллективизац
ия.

1

Комбинированный
урок

2

Урок изучения
нового
материала
(практическая
работа)

«Культурная революция».
Создание советской
системы образования.
Идеологические
основы советского
общества.
«Музыка революции»:
искусство, общество,
власть. Архитектура.
Создание советской
системы образования.
Наука в СССР в 19201930-е гг. Русское
зарубежье. Раскол в
РПЦ
Партийные дискуссии
о путях
социалистической
модернизации
общества. Концепция
построения
социализма в
отдельно взятой
стране. Цели
модернизации.
Индустриализация:
основные результаты.
Коллективизация, её
итоги.

Выявлять особенности
духовной жизни страны в
1920-егг.
Характеризовать
достижения в различных
областях искусства.

Определять цели, источники,
методы, итоги модернизации.

26- Культ
27 личности И.В.
Сталина.

28

Культура и
искусство
вСССР
предвоенное
десятилетие.

29- Международн
30 ые отношения
и внешняя
политика
СССР в 30-е гг.

31

СССР в 30-40е
гг

Комбинированны
й урок

2

1

Урок изучения
нового
материала.

2

Урок изучения
нового
материала

1

Урок повторение

Партия большевиков в 20е гг. Причины возвышения
И.В. Сталина. Культ
личности политический
террор. Массовые
репрессии. Конституция
1936 г.
Утверждение метода
социалистического
реализма
В искусстве. Пропаганда
официальной советской
культуры.
Дипломатическое
признание СССР.
Внешнеполитическая
стратегия СССР между
мировыми войнами.
Возникновения очагов
опасности в Европе и
Азии. СССР и проблема
коллективной
безопасности.
Мюнхенский сговор.
Пакт о ненападении.

Выявлять причины прихода к
власти И.В. Сталина.

Характеризовать духовный
климат советского общества в
20-30-е гг.

Составлять хронологическую
таблицу международных событий
накануне Второй мировой войны.

Характеризовать политику
СССР, проводимую накануне
войны.

32

Начальный
период
войны.

1

Урок изучения
нового
материала

Основные этапы военных
действий. Мобилизация
страны. Советское
военное искусство.
Смоленское сражение.
Битва под Москвой.
Героизм советских людей
в годы войны.
Идеология и культура в
годы войны.

Называть причины ВОВ.
Знать и объяснять причины
неудач на начальном этапе
войны.

33

Коренной
перелом в
ВОВ. Ноябрь
1942- зима
1943гг

1

Комбинированный
урок.

Сравнивать соотношения сил
СССР и Германии. Работать с
источниками.

34

Наступления
Красной
Армии на
заключительно
м этапе войны.

1

Комбинированный
урок.

Разгром немецких войск
под Сталинградом.
Блокада Ленинграда.
Орловско- Курская дуга.
Партизанское движение.
Тыл в годы войны. Урал в
годы ВОВ.
Антигитлеровская
коалиция.
Освобождение советской
земли. Наступления К/А в
Восточной Европе.
Ялтинская
конференция.
Падение Берлина.

Характеризовать и оценивать
последний этап войны.
Подготовить сообщение по
выбору « Русская
православная церковь в годы
войны.

35

Причины, цена,
значение ВОВ.

1

Комбинированный
урок.

Потсдамская
конференция и окончание
ВМВ. Цена победы. Роль
СССР. Конференции
союзников в Потсдаме и
их решения.
Ленд-лиз и его значение.
Итоги Великой
Отечественной войны.
Роль СССР во Второй
мировой войне и
решении вопросов
послевоенного
устройства мира.

Называть основные
решения Потсдамской
конференции.

36

Внешняя
политика СССР
и начало «х/в»

1

Причины «х/в».
Создание двух
систем.

Перечислять цели СССР на
международной арене.
Знать основные этапы и
события данного периода.

37

Советский
Союз в
последние
годы
И.В.Сталина.

1

Комбинированный
урок.

Складывание
мировой
социалистической
системы.
«Холодная война» и ее
влияние на экономику и
внешнюю
политику
страны. Создание ракетноядерного оружия в СССР.
Причины х/в.СССР и «
план Маршала». Создание
двух систем
союзов.
Переход
страны
на
мирный путь развития.
Восстановление
хозяйства.
Идеологические
кампании конца 1940-х
гг. Проблемы с/х
Характер политического
режима в СССР.

Характеризовать политику,
проводимую в СССР по
отношению крестьянам и
рабочим, интеллигенции.

38

Первые
попытки
реформ и XX
съезд КПСС

1

Комбинированный
урок.

39

Политики
мирного
существован
ия

1

Комбинированный
урок.

40

Советское
общество
конца 1950-х
– начало 960-х

1

Комбинированный
урок.

1

Комбинированны
й урок.
Обобщение.

41

Духовная
жизнь в СССР
в 1940 –
1960-е гг.
Повторение по
теме
«Советский
Союз впервые
послевоенные
десятилетия»

Попытки
преодоления культа
личности.
Необходимость смены
курса. Лидерство
Н.С.Хрущёв. XX съезд
КПСС. Концепция
построения коммунизма
Взаимосвязь между XX
съездом КПСС и новым
внешнеполитическим
курсом

Противоречивые
тенденции во внутренней
политике СССР после
XX съезда КПСС.
Экономика и политика в
конце 1950-х – 1960 гг.
Административные
реформы. Концепция
построения коммунизма.
Особенности развития
советской культуры в
1950- 1980 гг. Наука и
образование в СССР.
Развитие науки и
культуры в послевоенные
годы. Духовная жизнь в
период «оттепели».
Отступление от
«оттепели»

Давать оценку личности
событиям. Понимать
историческое значение XX съезд
КПСС.

Сравнить внешнеполитический
путь И. В. Сталина и Н. С.
Хрущёва.
Использовать принципы
причинно- следственного
анализа
Раскрывать
противоречивые
тенденции в КПСС в
период правления И. В.
Сталина

Характеризовать черты
развития советского
искусства.

42

Политика и
экономика:
от реформ к
«застою»

1

Урок изучения
нового
материала

Попытки модернизации
советского общества в
условиях замедления
темпов экономического
роста.
Система «коллективного
руководства».экономическ
ие
реформы 1960-х гг. и их
итоги. «Застой».
Проблема
«застоя» в экономике.

Характеризовать
необходимость и сущность
экономических и
политических реформ

43

Духовная
жизнь в СССР
середины 1960
–
середины
1980 гг.

1

Комбинированный
урок.

Раскрывать влияние условий
разрядки на рост идеологических
оппозиций в стран. Сравнивать
методы борьбы с инакомыслием в
1970 – 80-е г.с предшествующими
периодами государства

44

Углубление
кризисных
явлений в
СССР

1

Комбинированный
урок.

Партийный аппарат и
общество. Теория
развитого социализма.
Конституция 1977 г.
Идеология инакомыслия.
Диссидентское и
правозащитное движения.
Попытки преодоления
кризисных тенденций в
советском обществе в
начале 1980-х гг.
Экономические реформы
50- 60-е гг., причины их
неудач. Замедления экон.
роста.

Выявлять причины провала
политики разрядки.
Сопоставления различных точек
зрения.

45

СССР на
международно
й арене 60-70-е
гг.

1

Урок изучения
нового
материала

Достижение
военно- Определять причины к
стратегического паритета перехода к политике
СССР и США. Начало разрядки.
распада соц. лагеря. СССР
и
международные
конфликты.
Разрядка:
опыт
теоретического
осмысления.
Афганская война.

46

Наука,
литература,
искусство,
спорт в 60-80-е
гг
СССР в годы
«коллективно
го
руководства»
Политика
перестройки
в сфере
экономике.

1

Комбинированный
урок.

Наука и техника.
Развитие литературы.
Театр и кино.

Раскрывать новые явления в
развитии культуры страны

1

Урок повторения

1

Урок изучения
нового материала

Называть факторы ,
действовавшие в разных сферах
общества , которые
препятствовали перестройке

Развитие
гласности и
демократии
в СССР.

1

Комбинированный
урок.

Политика перестройки и
гласности. Продолжая
курс Ю.В.Андропова.
ПО пути экономических
реформ.
Дискуссия о путях
развития.
Формирование
многопартийности.
Кризис
коммунистической
идеологии. Расширение
гласности.
Переосмысления
прошлого. Политический
раскол общества.

47

48

49

Сравнивать «оттепель»
хрущёвского времени и политику
М.С.Горбачёва.

50

Новое
политическ
ое
мышление:
достижения
и проблемы

51- Кризис и
52 распад
советского
общества

53

Курс реформ:
социальноэкономическ
ие аспекты

1

Комбинированный
урок.

2

Урок повторения

1

Урок изучения
нового
материала

Необходимость поиска
новых решений.
Концепция нового
политического
мышления. Поиск путей
завершения «холодной
войны».
Межнациональные
конфликты. Причины
кризиса в
межнациональных
отношениях. Развитие
кризиса Союза. Попытка
переворота в стране.
Распад СССР. СССР в
глобальных и
региональных конфликтах
второй половины ХХ в.
Становление новой
российской
государственности.
Августовские события
1991г.
Опыт «шоковой терапии».
Попытки коррекции курса
реформ. Дефолт и его
последствия. Переход к
рыночной экономике:
реформы и их
последствия.

Дискуссии об итогах политики,
основанной на новом
политическом мышлении.
Сопоставлять различные точки
зрения.

Перечислить причины,
приведшие к обострению
межнациональных конфликтов.

Характеризовать состояние
России после распада СССР.
Заполнять таблицу «переход
России на рыночные рельсы».

Политическое
развитие
Российской
федерации в
начале 1990-х
гг.

1

Комбинированный
урок.

55- Общественно
56 политические
проблемы
России во
второй
половине 90-х
гг.
57 Россия в
начале XXI
века.

2

Комбинированный
урок.

1

Комбинированный
урок. Урок
применения знаний

54

Становление
политических партий:
начальный этап.
Политический кризис
сентября-октября 1993г.
Конституция Российской
Федерации 1993 г. На
грани гражданской
войны. Новая
конституция России.
Итоги выборов.
Политические партии и
движения Российской
Федерации.
Российская Федерация
и страны Содружества
Независимых
Государств.
Обострение
межнациональных
отношений. Начало
чеченского конфликта.
Выборы 1996г.
Основные итоги периода
1994 -1998-х гг.
Россия в мировых
интеграционных
процессах и
формировании
современной
международно-правовой
системы. Россия и вызовы
глобализации.

Характеризовать начальный
период становления
политических партий;
Конституцию России 1993 г.

Определить причины усиления
сепаратистских стремлений и
национализма России в начале
1990-х г.

Характеристика военных
действий в Чечне формулировать
выводы об итогах парламентских
и президентских выборов

Внешняя
политика
демократическо
й России.

1

Комбинированный
урок.

59 Искусство и
60 культура России
к началу XXI
века

2

Комбинированный
урок.

Россия на
рубеже XX –
XXI века.

1

Повторение и
обобщение знаний.

58

61

Парламентские и
президентские выборы
1999
– 2000-х гг. Россия: по
пути реформ и
стабилизация.
Власть
и общество:
Международное
новая
модель
положение России после
отношений.
распада СССР. Россия и
Запад: поиск
взаимопониманий. Россия
в мировых
интеграционных
процессах и
формировании
современной
международно- правовой
системы. Россия и вызовы
глобализации.
Российская культура в
условиях радикального
преобразования
общества. Современный
литературный процесс.
Театр, музыка, кино.
Живопись архитектура,
скульптура.
Курс на укрепление
государственности,
экономический подъем,
социальную и
политическую
стабильность, укрепление
национальной

Сравнивать задачи
внешнеполитической
деятельности, которые
ставились в СССР в начале 1980
– 1990-хгг. И в новой России.

Выявлять особенности
духовной жизни российского
общества.
Характеризовать новые явления в
современной отечественной
культуре.

Основные итоги
развития России
с древнейших
времен до наших
дней. Значение
изучения
истории.

1

Повторение
обобщение знаний

63 Опасность
фальсификации
прошлого
России в
современных
условиях.
Фальсификация
новейшей
истории России угроза
национальной
безопасности
страны.

1

Комбинированный
урок

62

6468

Итоговое
повторение по
курсу истории

7

Комбинированный
урок

безопасности, достойное
для России место в
мировом сообществе.
Основные итоги развития
России с древнейших
времен
до наших дней.
Значение изучения
истории.
Опасность
фальсификации
прошлого России в
современных
Опасность условиях.
Фальсификация
фальсификации
новейшей
историив
прошлого России
России
угроза
современных условиях.
национальной
Фальсификация
безопасности
страны.
новейшей истории
России - угроза
национальной
безопасности страны.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».