Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
СОГЛАСОВАНО
руководитель ШМО:
_____________________
Е.Н.Соколова
протокол № 1 от 23.08.2021 г.
УТВЕРЖДЕНО:
И.о. директора МАОУ СОШ №26
___________________
Н.А.Самойлова
приказ № 84-д от 30.08.2021 г.
Приложение
к образовательной программе
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 26
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Родная литература (русская)»
среднее общее образования
11 класс
Составитель: ШМО учителей
гуманитарного цикла.
г. Волчанск, 2021 год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Родная
литература (русская)»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за
состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования,
нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета «Родная
литература (русская)»
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях
этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родная
литература (русская)»
В результате изучения учебного предмета «Родная литература» (русская) на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею,
нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров,
писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт
предшествующих классов;
обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в
авторской позиции;
выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать
индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и
текстом вцелом;
видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения,
мотивироватьвыбор жанра;
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской
интерпретацией;
редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки,
обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человекдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство,
отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир,
личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни
человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы
личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и
государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная
цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре;
свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в
проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния
отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как
саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных
произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической
значимости.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об
опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества
человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя
Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ
Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе,
история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в
военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и
Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы,
ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской
войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере
романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и
патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в
рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема
внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши
Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия,
родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» –
проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе,
опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности
русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей».
Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в
эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
№
раздела
Название раздела
11 класс
1
2
3
4
5
Итого
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Количество
часов
34
4
9
10
5
6
34