Описание адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 26
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 26 (далее – АООП НОО обучающихся с
ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной
категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ЗПР разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ),
предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым
результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Разработка АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществлялась с
привлечением органов самоуправления МАОУ СОШ № 26, обеспечивающих
государственнообщественный характер управления школой.
Содержание АООП НОО обучающихся с ЗПР отражает требования
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и содержит три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
МАОУ СОШ № 26, а также способы определения достижения этих целей и
результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП
НОО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся с ЗПР;
- программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области;
программу
духовно-нравственного
развития,
воспитания
обучающихся с ЗПР;
- программу формирования экологической культуры здорового и
безопасного образа жизни;
- программу коррекционной работы;
- программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации
образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Организационный раздел включает:
- учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР;
- систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся
с ЗПР в соответствии с требованиями Стандарта.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации МАОУ
СОШ № 26 АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие личности обучающихся с ЗПР (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с
принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление
здоровья обучающихся;
- достижение планируемых результатов освоения АООП НОО
обучающимися с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей;
- создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- минимизация негативного влияния особенностей познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР для освоения ими АООП НОО;
- обеспечение доступности получения начального общего образования;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
- выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и
кружков (включая организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды.
Организация обучения обучающихся с ЗПР по адаптированной основной
общеобразовательной программе предполагает, что обучающийся с ЗПР
получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки
обучения. АООП НОО представляет собой образовательную программу,
адаптированную для обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО предполагает адаптацию требований к структуре АООП НОО,
условиям ее реализации и результатам освоения.
АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает обеспечение
коррекционной направленности всего образовательного процесса при его
особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение
индивидуальных
и
групповых
коррекционных
занятий,
особое
структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к
формированию социальной компетенции.
Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР
пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и
индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и
составляют 5 лет (при введении первого дополнительного класса).
Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с
ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к
моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без
ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки,
которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том,
что объем знаний и умений по основным предметам сокращается
несущественно за счет устранения избыточных по отношению к основному
содержанию требований.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется
на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом
ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В процессе всего обучения сохраняется возможность перехода
обучающегося с одного варианта программы на другой (основанием для
этого является заключение ПМПК). Перевод обучающегося с ЗПР с одного
варианта АООП НОО на другой осуществляется МАОУ СОШ № 26 на
основании комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных
результатов по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных
представителей).
Подписан: МАОУ СОШ № 26
DN: E=26volchansk@mail.ru,
ИНН=006614004551,
СНИЛС=02728650661,
ОГРН=1026601102021, T=Директор,
O=МАОУ СОШ № 26, STREET="УЛ
КАРПИНСКОГО, ДОМ 12",
L=Волчанск, S=66 Свердловская
область, C=RU, G=Ирина Николаевна,
SN=Гетте, CN=МАОУ СОШ № 26