Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития МАОУ СОШ № 26

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26

СОГЛАСОВАНА
на заседании Педагогического совета
МАОУ СОШ № 26
Протокол от 28.08.2020 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА
Директором МАОУ СОШ №26
Гетте И.Н. ___________________
приказом от 28.08.2020 г. № 101-д

АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 26
СРОК ДЕЙСТВИЯ – 5 ЛЕТ

г. Волчанск
2020

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП ООО для обучающихся с ЗПР
1.1 Пояснительная записка
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(далее
АООП) основного общего образования (далее - ООО) обучающихся с задержкой
психического развития муниципального общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 26 г. Волчанска (далее - Школа) определяет содержание и
организацию образовательной деятельности обучающихся с задержкой психического
развития с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных
отношений.
АООП ООО ЗПР Школы разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
 Федеральным законом Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598,
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и
науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015, 31.12.2015),
 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 г.
№ 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии»;
 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.1997г. №288 «Об
утверждении
Типового
положения
о
специальном
(коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в
развитии».
 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г.
№ 181-3 (ст.15).
 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от
24.07.1998г. № 124 – ФЗ.
 С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию.
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
 Устава МОУ СОШ № 26.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы представляет собой комплекс
взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельной составляющей
обеспечивающей духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и общекультурное
личностное направления развития обучающихся начального общего образования.
Реализация АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает создание
специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать индивидуальные
возможности на основе особенностей психофизического развития, что поможет обеспечить
социальную адаптацию и коррекцию нарушения развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Цель АООП ООО для обучающихся с ЗПР Школы: создание условий для освоения
содержания образования, обеспечение планируемых результатов по достижению
выпускником школы целевых установок, знаний, умений, навыков, определяемых

личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями учащихся,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи, реализуемые на уровне ООО:
 создание условий для адаптации обучающихся при переходе с первого уровня
обучения на второй уровень основной школы;
 создание условий для успешной самореализации обучающихся в различных видах
познавательно-образовательной деятельности;
 формирование и развитие познавательных интересов обучающихся, навыков
самообразования, повышение мотивации обучения;
 создание условий для достижения обучающимися уровня функциональной
грамотности, обеспечивающего готовность человека к решению стандартных задач
в различных сферах жизнедеятельности;
 развитие индивидуальных способностей и склонностей обучающихся по основным
учебным предметам;
 освоение активных форм получения и использования информации;
 организация профессиональной ориентации девятиклассников с ОВЗ;
 диагностика развития индивидуально-личностных особенностей с целью создания
условий для выбора дальнейшего образовательного маршрута.
В основу формирования АООП ООО для обучающихся с ЗПР программы положены
следующие принципы:
 общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся;
 учет типологических, психофизиологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
 коррекционная направленность образовательной деятельности;
 развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей обучающегося;
 онтогенетический принцип;
 принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей, обучающихся;
 принцип преемственности;
 принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования не
понятие предмета, а понятие предметной области);
 принцип амплификации- обогащения и переноса усвоенных знаний, умений, и
навыков, и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
 Принцип сотрудничества с семьей.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики обучающихся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых
отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными
навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание
внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой
группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и
эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их
возможности, не достигают в гимназии желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР
необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без

принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала.
Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно
ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое
должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
В основу реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и
личностного развития на основе формирования УУД, успешного усвоения системы
научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
продолжить образование на следующей ступени, и жизненной компетенции, составляющей
основу социальной успешности.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных
потребностей, обучающихся с ОВЗ (ЗПР). Выделяют общие образовательные потребности
для всех обучающихся с ОВЗ и особые для обучающихся с ЗПР.
К общим образовательным потребностям, обучающихся с ОВЗ относятся:
 получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления
первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
 получение основного общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося с ОВЗ;
 обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
индивидуальной работы;
 психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
образовательной организации.
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР:
Обучающиеся
с
задержкой
психического
развития
обучаются
по
общеобразовательным программам школы.
Учебный план обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом
решения двух основных задач:
 гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающихся с ЗПР («пошаговым» предъявлении материала, дозированной
при помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом
норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;

обеспечение взаимодействия семьи и учреждения для формирования социально
активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей.
В целях более успешной динамики в общем развитии отдельных обучающихся,
коррекции недостатков их психического развития, а также восполнения пробелов в знаниях
предусмотрены коррекционные групповые и индивидуальные занятия с психологом не
менее 1 часа в неделю.
Для учащихся, которые имеют специфические речевые нарушения, организуются
занятия по логопедии вне школы.
В целях ликвидации пробелов в знаниях учащихся учителя-предметники должны
осуществлять индивидуальный подход к учащимся на уроках. При этом должны
учитываться рекомендации психолога, учителя-логопеда, дефектолога, классного
руководителя об особенностях развития, организации познавательной деятельности
школьника. Включать в уроки задания развивающей направленности.


АООП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает различные варианты
специального сопровождения обучающихся данной категории:
 обучение в общеобразовательном классе по АООП ООО обучающихся с ЗПР;
 обучение по индивидуальным программам;
 организация коррекционно-развивающих занятий педагогами, специалистами
сопровождения Школы.
АООП ООО для обучающихся с ЗПР содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%,
часть, формируемая участниками образовательных отношений- 20% от общего объема
Программы.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников
образовательных отношений):
 с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление
образовательного процесса в Школе;
 с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП ООО,
установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.
Нормативный срок освоения Адаптированной общеобразовательной программы
составляет два года. Для обучающихся с ЗПР нормативный срок освоения программы
может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП ООО обучающихся
с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП ООО для обучающихся с ЗПР дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне
основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО, соответствуют
ООП ООО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые
результаты основного общего образования для обучающихся с ЗПР по АООП ООО,
включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП ООО соответствует ООП ООО Школы.
Структура планируемых результатов АООП ООО дополняется Планируемыми
результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию в
психофизическом развитии:
 содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
 оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая
диагностика),
 объектом оценки является наличие положительной динамики преодоления
отклонений развития.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
АООП ООО соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП ООО дополняются
требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов
коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны соответствовать требованиям:

1. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Медицинская коррекция и реабилитация»:

 Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в

физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.
 Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными средствами в разных
ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально адаптированное рабочее место,
специализированные клавиатуры компьютера, заменители традиционной мышки,
памперсы и др.).
 Умение удовлетворять биологические и социальные потребности, адаптироваться к
окружающей среде.
 Понимание ребёнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении - это нормально и необходимо, не стыдно, не унизительно. Умение
адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.
 Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и объяснять
учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в
области жизнеобеспечения.
 Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
 Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в разнообразные
повседневные дела, принимать посильное участие в них, адекватная оценка своих
возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней
жизни. Сформированность умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
 Представление об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в
пространстве школы и просить о помощи в случае затруднений, ориентироваться в
расписании занятий. Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие в них, брать на себя ответственность. Прогресс ребёнка в
этом направлении.
 Стремление ребёнка активно участвовать в подготовке и проведении праздников и
других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом направлении.

2. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция познавательных процессов»:
 Развитие

у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать
новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую
деятельность.
-Умение
самостоятельно
конструировать
по
моделям,
использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование словесного
обозначения пространственных отношений.
 Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной
модальности.
 Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
 Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
 Умение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы.
 Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.

3. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Психологическая коррекция эмоциональных нарушений»:

 Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение активности и
самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных
эмоциональными нарушениями, такими, как агрессивность, повышенная возбудимость,
тревожная мнительность, эмоциональная отгороженность.
 Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний ребенка, способов
реагирования на отношение к нему окружающих.
 Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального реагирования и
управлять ими.
 Практические умения саморегуляции, включающие выработку навыков управления
вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного тонуса.

4. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению: «Психологическая коррекция социально-психологических проявлений»:
 Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
 Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников, имеющих

общие
проблемы и цели.
 Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения,
просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
 Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.

5. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений речи»:
 Умение

решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию
(вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
 Формирование слухового контроля за своим произношением и фонематическим
анализом.
 Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и вне фонации.
 Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
 Автоматизация поставленных звуков.
 Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с
другими людьми.

6. Требования к результатам реализации программы коррекционной работы по
направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:

 Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и грамматических
связей в русском языке из слов, не имеющих семантической значимости.
 Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом уровне.
 Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
 Умение анализировать слова и предложения на лексико-грамматическом уровне.
 Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом уровне.
Программа коррекционной работы, направленной на поддержку ребенка в освоении
АООП ООО, составляется в соответствии с рекомендациями ИПР (в разделе:
«Мероприятия психолого-педагогической реабилитации»).
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его
потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование
универсальных учебных действий» АООП ООО, ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП ООО Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП ООО по учебным
предметам соответствуют ООП ООО Школы.
1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП ООО
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов АООП
ООО (далее — Система оценки) соответствует ООП ООО.

Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и
итоговой аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с
ЗПР). Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются оценка
образовательных достижений обучающихся с ЗПР и оценка результатов деятельности
образовательных организаций и педагогических кадров. Полученные данные используются
для оценки состояния и тенденций развития системы образования. Система оценки
достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов
освоения АООП ООО призвана решить следующие задачи:
 закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
 ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и
воспитание обучающихся с ЗПР, достижение планируемых результатов освоения
содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий;
 предусматривать оценку достижений обучающихся с ЗПР и оценку эффективности
деятельности образовательной организации; позволять осуществлять оценку динамики
учебных достижений обучающихся с ЗПР и развития жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с ЗПР в овладении АООП ООО являются
значимыми для оценки качества образования обучающихся с ЗПР. При определении
подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие
принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение
изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и
возможностей обучающихся с ЗПР; 3) единства параметров, критериев и инструментария
оценки достижений в освоении содержания АООП ООО, что сможет обеспечить
объективность оценки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП ООО Школы,
используется метод экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе
мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума
(шПМПк), работающих с ребенком.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО для обучающихся с ЗПР

1. Программа
формирования
универсальных
учебных
действий
АООП
ООО обучающихся с ЗПР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП
ООО Школы.
2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
соответствуют ООП ООО Школы.
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся соответствует
ООП ООО Школы.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни соответствует ООП ООО Школы.
5. Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития
Программа коррекционной работы (ПКР) является неотъемлемым структурным
компонентом адаптированной основной образовательной программы МАОУ СОШ №26.
ПКР разрабатывается специально для обучающихся с задержкой психического развития.
Программа коррекционной работы в соответствии с ФГОС направлена на создание системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении адаптированной образовательной
программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в
освоении АОП. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные
потребности детей с задержкой психического развития посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
5.1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с ЗПР при получении
основного общего образования муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 26
Цель программы: создание условий для обеспечения психологической коррекции
недостатков в развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи
обучающимся этой категории в освоении адаптированной основной образовательной
программы.
Задачи программы:
- выявить особые образовательные потребности детей с задержкой психического
развития, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- определить особенности организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществить индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь
детям с задержкой психического развития с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей.
Предполагаемый результат:
- увеличение доли выявленных детей с ЗПР, своевременно получивших
психологическую коррекционную помощь;
- увеличение доли обучающихся с ЗПР, качественно освоивших адаптированную
образовательную программу;
- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей
обучающихся с задержкой психического развития;
- успешная адаптация обучающихся с задержкой психического развития к условиям
образовательной среды;
- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий,
предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка.
Коррекционная работа с обучающимися с задержкой психического развития должна
осуществляться на основе комплексного взаимодействия различных специалистов, а также
их родителей (законных представителей).

5.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных
направлений работы, способствующих освоению обучающимися с задержкой психического
развития
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1. Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития,
то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей
с задержкой психического развития, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в
решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.
3. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или)
психическом развитии.
5. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение
гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с
задержкой психического развития выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о
направлении (переводе) детей с задержкой психического развития в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой Программы коррекционной работы является
взаимосвязь трех подходов:
- нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных
трудностей;
- комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о
ребенке;
- междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно распределенную
деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность
отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития
детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников,
педагогов и психологов, а с другой интеграцию действий формирующегося коллективного
субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому
сотрудничеству).
Основные направления деятельности
Диагностическое направление. Целью диагностического направления является
организация
и
обеспечение
психолого-медико-педагогического
обследования
обучающихся с задержкой психического развития для выявления недостатков в развитии и
особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития.
Консультативное направление. Информирование всех участников образовательного
процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить
полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Коррекционное направление. Уменьшение степени выраженности патологии, ее
поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в
развитии, обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
5.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и
поддержки обучающихся с задержкой психического развития, включающая комплексное
обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП ООО
План-график мероприятий в рамках реализации программы

Мероприятие
Плановое заседание школьного
психолого-педагогического
консилиума
Психолого-педагогическая
диагностика обучающихся
Направление
обучающихся
на
обследование ТПМПК
Консультирование обучающихся, их
родителей

Срок
август, сентябрь

Ответственный
Председатель школьного
ППК

сентябрь-октябрь

педагог-психолог

по
мере заместитель директора по
необходимости
УР, УВР
в течение года
педагог-психолог,
классные
руководители,
замдиректора по УР, УВР,
социальный педагог
в течение года
педагог-психолог

Психолого-педагогическая
коррекция
Социально-педагогическое
в течение года
сопровождение
Психолого-педагогическая
май
диагностика обучающихся
Плановое заседание школьного июнь
психолого-педагогического
консилиума

социальный педагог
педагог-психолог
Председатель
ППК

школьного

Перечень, содержание мероприятий в рамках реализации Программы
Задачи
(направления
деятельности)

Планируемые
результаты

Виды и формы
Срок
Ответственн
деятельности,
ые
мероприятия
Диагностическая работа
Комплексное обследование: медицинская диагностика
Определить
Объективные
Изучение
сентябрь
члены
состояние
диагностические
истории
школьного
физического и данные
для развития
ППК
психического
определения
ребенка, беседа
здоровья
индивидуальных
с
родителями
обучающихся с образовательных
(законными
ЗПР
маршрутов
представителям
обучающихся
с и), наблюдение
ЗПР
классного
руководителя,
анализ учебных
работ
обучающихся
Комплексное обследование: психолого-педагогическая диагностика
Провести
Формирование
Наблюдение,
сентябрь
члены
первичную
- банка данных логопедическое октябрь
школьного
диагностику в обучающихся
с и
ППК,
целях
ЗПР,
психологическо
классные
формирования
нуждающихся в е обследование,
руководител
групп
специализированн анкетирование
и,
обучающихся с ой помощи,
родителей
медицинский
ЗПР
для групп (законных
работник
коррекционной
обучающихся
с представителей)
работы
ЗПР
для

коррекционной
,
беседы
с
работы,
педагогами
- характеристики
образовательной
ситуации в ОО
Мониторинг успешности освоения АООП ООО, мониторинг динамики развития
Анализ причин Получение
Проведение
конец каждой учителятрудностей
в объективных
промежуточной четверти
предметники
освоении
данных об уровне аттестации
, заместитель
обучающимися
сфорсированности обучающихся с
директора по
с ЗПР АООП у обучающихся с ЗПР,
анализ
УР
ООО
ЗПР планируемых выполнения
(достижение
результатов
работ
планируемых
освоения АООП
результатов
ООО
освоения АООП
ООО)
Мониторинг
Получение
Наблюдение,
в
конце учителярезультативност объективных
логопедическое учебного года предметники
и коррекционно- данных
о и
, заместитель
развивающей
результатах
психологическо
директора по
работы
с индивидуальное обследование,
УР,
члены
обучающимися
ориентированных анкетирование
школьного
с ЗПР
мероприятиях по родителей
ППК,
коррекции
(законных
медицинский
недостатков
представителей)
работник
общего
,
беседы
с
недоразвития
у педагогами
обучающихся
с
ЗПР
Коррекционно-развивающая работа
Определение
Формирование в Разработка
сентябрь или учителяоптимальных
ОО
банка рабочих
по
мере предметники
коррекционных коррекционных
программ
выявления
,
классные
программ,
программ,
учебных
обучающихся руководител
методов
и методов
и предметов,
с ЗПР
и,
приемов
приемов работы с курсов
заместитель
коррекционной
обучающимися с внеурочной
директора по
работы с учетом ЗПР;
деятельности,
УР,
члены
особенностей
утвержденные
программ
школьного
развития
рабочие
воспитательной
ППК,
обучающихся с программы,
работы
с
медицинский
ЗПР
включающие
в классом,
работник
себя
включающих
Разработка
индивидуальны
индивидуальны индивидуальнох коррекционно- ориентированные е коррекционнокоррекционные
развивающие
развивающих
программ
для мероприятия для мероприятия
с для
обучающихся с работы
обучающимися с обучающихся с
ЗПР,
ЗПР; единство в ЗПР,
формирование
понимании
и соответствующ
групп
их актуальному
обучающихся с реализации
уровню
ЗПР
для системы

коррекционной
работы

Проведение
ИГКЗ
(индивидуально
-групповых
коррекционных
занятий)
с
обучающимися
с ЗПР
Информировани
е
участников
образовательны
х отношений по
основным
направлениям
коррекционной
работы
с
обучающимися
с ЗПР
Консультирован
ие педагогов по
выбору
оптимальных
индивидуальноориентированны
х
методов
обучения
и
воспитания,
коррекции
и
компенсации
недостатков
общего
недоразвития у
обучающихся с
ЗПР
Консультирован
ие
родителей
(законных
представителей)
обучающихся по
вопросам
выбора
стратегии
воспитания
и
приемов
коррекции
и
компенсации

коррекционной
работы
с
обучающимися с
ЗПР
всеми
участниками
образовательных
отношений
Коррекция
недостатков
общего
недоразвития
у
обучающихся ЗПР

развития
обучающихся с
ЗПР

Реализация
в
течение педагогкоррекционноучебного года психолог
развивающей
работы
с
обучающимися
с ЗПР

Консультативная работа
Рекомендации,
Индивидуальноприемы,
групповые
упражнения и др. тематические
материалы.
консультации
Разработка плана
консультативной
работы
с
обучающимися,
родителями
(законными
представителями), Индивидуальноклассами,
групповые
сотрудниками ОО; тематические
единство
в консультации
понимании
и
реализации
системы
коррекционной
работы
с
обучающимися с
ЗПР
всеми
участниками
образовательных
отношений
Индивидуальногрупповые
тематические
консультации

по
мере члены
необходимост школьного
и
ППК,
педагогпсихолог

сентябрь, по
запросу
педагогически
х работников

члены
школьного
ППК,
педагогпсихолог

начало каждой
четверти, по
запросу
родителей
(законных
представителе
й) или по
результатам
диагностик

члены
школьного
ППК,
педагогпсихолог,
классные
руководител
и

недостатков
общего
недоразвития у
обучающихся с
ЗПР
Проведение
серии
лекториев,
семинаров для
участников
образовательны
х отношений по
вопросам
особенностей
обучающихся с
ЗПР
Проведение
открытых
педагогических
форм в урочной
и
внеурочной
деятельности, в
которых
совместно
участвуют
учащиеся с ЗПР
и учащиеся с
нормативным
развитием

Информационно-просветительская работа
Организация
Информационн 1 раз в полгода
работы семинаров, ые мероприятия члены
тренингов
по
вопросам
инклюзивного
образования;
организация
методических
мероприятий по
вопросам
инклюзии
Демонстрация
Открытые
1
раз
в
обучающимися с педагогические четверть
ЗПР
личных формы
в
успехов
в урочной
и
освоении АООП внеурочной
ООО; понимание деятельности
участниками
образовательных
отношений
особенностей
обучающихся
с
ЗПР,
их
ограничений
и
потенциальных
возможностей

школьного
ППК,
педагогпсихолог,
классные
руководител
и,
заместитель
директора по
ВР
заместитель
директора по
УР, учителяпредметники
,
классные
руководител
и

Психолого-педагогическое обследование, консультирование и помощь оказывается
обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей
(законных представителей).
Комплексное сопровождение и поддержка обучающихся с ЗПР обеспечиваются
специалистами школьного психолого-педагогического консилиума (далее - ППК), в
который входят представители администрации школы, педагог-психолог, медицинский
работник, социальный педагог, а также узкие медицинские специалисты (неврологи,
офтальмологи, отоларингологи, хирурги и т.д.) по согласованию. Одним из условий
комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является тесное взаимодействие
специалистов при участии педагогов школы, представителей администрации и родителей
(законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ЗПР в МАОУ СОШ № 26
осуществляются медицинским работником на регулярной основе и, помимо общих
направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную специфику в
сопровождении обучающихся с ЗПР. Так, медицинский работник может участвовать в
диагностике школьников с ЗПР и в определении их индивидуального образовательного
маршрута, возможно проведение консультаций педагогов и родителей (законных
представителей). В случае необходимости оказывает экстренную (неотложную) помощь. В
рамках сетевого сотрудничества медицинский работник осуществляет взаимодействие с
профильными медицинскими учреждениями, а также с родителями (законными
представителями) детей с ЗПР.

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР в МАОУ СОШ №26
осуществляет социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на
защиту прав всех обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов;
создание для школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный
педагог (совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей
обучающихся с ЗПР, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи;
выявлении признаков семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную
помощь и поддержку обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем,
трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы обучающихся с ЗПР; принимает
участие в проведении профилактической и информационно-просветительской работы по
защите прав и интересов обучающихся с ЗПР; в определении профессиональных
склонностей и интересов. Основными формами работы социального педагога являются:
урок (за счет классных часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия;
беседы (со школьниками, родителями, педагогами), индивидуальные консультации (с
обучающимися, родителями (законными представителями), педагогами). Возможны также
выступления специалиста на родительских собраниях, на классных часах в виде
информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог
взаимодействует с педагогом-психологом, администрацией школы, классными
руководителями, в случае необходимости с медицинским работником, а также с
родителями (законными представителями), специалистами социальных служб, органами
исполнительной власти по защите прав детей.
Психологическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляется педагогомпсихологом МАОУ СОШ №26. Педагог-психолог проводит занятия по комплексному
изучению и развитию личности обучающихся с ЗПР. Работа может быть организована
индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности педагога-психолога
состоят в проведении психодиагностики; развитии и коррекции эмоционально-волевой
сферы обучающихся; совершенствовании навыков социализации и расширении
социального взаимодействия со сверстниками (совместно с социальным педагогом);
разработке и осуществлении развивающих программ; психологической профилактике,
направленной на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья
обучающихся с ЗПР.
Помимо работы с обучающимися с ЗПР, педагог-психолог проводит консультативную
работу с педагогами, администрацией МАОУ СОШ №26 и родителями (законными
представителями) по вопросам, связанным с обучением и воспитанием обучающихся с ЗПР.
Кроме того, в течение года педагог-психолог осуществляет информационнопросветительскую работу с родителями (законными представителями) и педагогами.
Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов.
В реализации диагностического направления работы принимают участие
специалисты школьного ППК. Цель работы ППК: выявление особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и оказание им помощи (выработка рекомендаций по
обучению и воспитанию; составление, в случае необходимости, индивидуальной
программы обучения, включающей перечень изучаемых предметов и их количество; выбор
и отбор специальных методов, приемов и средств обучения). Специалисты ППК проводят
мониторинг и следят за динамикой развития обучающихся с ЗПР.
Для оценки эффективности программы коррекции используется мониторинг,
отражающий динамику состояния обучающихся:
- численность/процент выявленных детей с ограниченными Численность/процент
выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших
коррекционную возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную
помощь;
- численность/процент обучающихся с ограниченными возможностями
Численность/процент обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
качественно освоивших образовательную программу;

- успешная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к
условиям образовательной среды;
- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий,
появления вторичных отклонений в развитии ребенка.
Оценка эффективности коррекционной программы. Диагностика проводится до начала
реализации коррекционной работы с обучающимся и после окончания работы. Критерием
эффективности будет служить положительная динамика выраженности патологии, ее
поведенческих последствий.
5.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии,
медицинского работника МАОУ СОШ № 26, других образовательных организаций и
институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности
Одним из основных механизмов реализации Программы коррекционной работы
является оптимально выстроенное взаимодействие учителей, специалистов в области
коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинского работника, других
образовательных организаций и институтов общества. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающихся с
ЗПР;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной
сфер обучающихся с ЗПР.
Для развития потенциала обучающихся с ЗПР по рекомендации специалистов ППК
разрабатываются индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных
планов для обучающихся с ЗПР может осуществляться педагогами и специалистами и
сопровождаться дистанционной поддержкой.
При реализации содержания коррекционной работы зоны ответственности между
учителями и разными специалистами распределяются в части реализации планов
обследования детей с ЗПР, изучения особых образовательных потребностей этих детей,
реализации индивидуальных коррекционных программ, специальных учебных и
дидактических, технических средств обучения, мониторинга динамики развития и т. д.).
Механизм реализации Программы коррекционной работы раскрывается в учебном
плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии
педагогов и специалистов (педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник)
внутри школы; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с
образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Взаимодействие включает в себя следующее:
- комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении
ему специализированной квалифицированной помощи;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции
отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной
сфер ребенка.
Указанный выше механизм взаимодействия специалистов в части реализации ПКР
позволяет эффективно реализовать следующие условия коррекционной работы:
Условия
реализации ПКР
Психологопедагогическое
обеспечение

Содержание деятельности специалистов по
Ответственные
обеспечению условий реализации ПКР
Обеспечение
условий
образовательной Администрация
деятельности в соответствии с рекомендациями МАОУ СОШ №
ППК:
26,

Программнометодическое
обеспечение

Кадровое
обеспечение
Материальнотехническое
обеспечение

Информационное
обеспечение

- использование специальных методов, приемов и
средств
обучения,
специализированных
образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ЗПР;
дифференцированное
и
индивидуализированное обучение с учетом
специфики нарушения развития обучающегося с
ЗПР;
- коррекционное воздействие на обучающегося с
ЗПР на ИКЗ;
коррекционная
направленность
образовательной
деятельности,
учет
индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР,
соблюдение
комфортного
психоэмоционального режима, использование
современных образовательных технологий;
- обеспечение оздоровительного режима в
образовательной
деятельности,
укрепление
физического
и
психического
здоровья,
профилактика физических, умственных и
психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение норм СанПин;
- обеспечение участия обучающихся с ЗПР в
досуговых мероприятиях согласно их выбору.
Использование
в
процессе
деятельности
коррекционно-развивающих
программ;
диагностического и коррекционно-развивающего
инструментария.
Использование специальных (коррекционных)
образовательных программ, учебников и
учебных пособий, в том числе ЭОР.
Педагог-психолог,
медицинский
работник
(медицинская сестра), заместитель директора по
УВР, учителя-предметники
Функционирование
кабинета
педагогапсихолога.
Материально-техническая
база
МАОУ СОШ №26: спортивные залы, лыжная
база,
медицинский
кабинет,
спортивная
площадка, спортивное оборудование, столовая,
библиотека, учебная мастерская, кабинет
обслуживающего труда, компьютерный класс.
Информационно-образовательная
среда,
развитие дистанционной формы получения
общего образования обучающимися с ЗПР
(имеющими трудности в передвижении) с
использованием современных ИКТ-технологий.
Доступ обучающихся с ЗПР, родителей
(законных
представителей),
педагогов
к
электронному образовательному контенту по
всем учебным предметам, в том числе к
содержанию
предметных
областей,
представленному
учебными
объектами,

специалисты
ППК,
учителяпредметники

Администрация
МАОУ СОШ №
26,
учителяпредметники
Администрация
МАОУ СОШ №
26
Администрация
МАОУ СОШ №
26,
педагогпсихолог,
учителяпредметники
Администрация
МАОУ СОШ №
26,
учителяпредметники

которыми можно манипулировать, и процессами,
в которые можно вмешиваться.
Система индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий реализуется
в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности:

Задачи
коррекционных
мероприятий

Содержание
коррекционных
мероприятий

Формы
деятельности

Урочная
Внеурочная
Внешкольная
деятельность
деятельность
деятельность
Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных
занятий
–
повышение
уровня
общего,
сенсорного,
интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции
зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений,
общей и мелкой моторики. Задачи предметной направленности –
подготовка к восприятию трудных тем учебной программы,
восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.
Развитие основных Совершенствование Коррекция
мыслительных
движений
и нарушений в развитии
операций
сенсомоторного
эмоциональноРазвитие различных развития
личностной сферы
видов мышления
Коррекция
Расширение
Расширение
отдельных сторон представлений
об
представлений об психической
окружающем мире и
окружающем мире деятельности
обогащение словаря
и
обогащение Расширение
Развитие
речи,
словаря
представлений об овладение техникой
Совершенствование окружающем мире речи
движений
и и
обогащение Развитие различных
сенсомоторного
словаря
видов мышления
развития
Развитие
речи,
овладение техникой
речи
Развитие различных
видов мышления
Удовлетворение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся с ЗПР на основе изучения и формирования УУД
Игровые ситуации, Курсы внеурочной Консультации
упражнения, задачи деятельности
и специалистов, ЛФК,
коррекционные
спортивные секции, посещение
приемы и методы индивидуально
- организаций
обучения, элементы ориентированные
дополнительного
изотворчества,
занятия, культурно- образования
валеопаузы, минуты массовые
(творческие кружки,
отдыха,
мероприятия,
спортивные секции),
индивидуальная
школьные
походы, экскурсии,
работа
праздники,
общение
с
использование
экскурсии
и родственниками,
развивающих
ролевые
игры, общение с друзьями
программ, контроль социальные
межличностных
проекты,
взаимоотношений,
субботники,
дополнительные
коррекционные
задания и помощь занятия
по
учителя
формированию
навыков игровой и

Диагностическая
направленность

Коррекционная
направленность

Профилактическая
направленность

коммуникативной
деятельности,
по
формированию
социальнокоммуникативных
навыков общения,
по
коррекции
речевого развития,
по развитию мелкой
моторики,
по
развитию
общей
моторики,
по
социальнобытовому
обучению,
по
физическому
развитию
и
укреплению
здоровья,
по
формированию
навыков
пространственной
ориентировки, по
формированию
и
развитию
зрительного
восприятия.
Наблюдение
и Обследования
Медицинское
педагогическая
специалистами
обследование,
характеристика
ПМПК,
заключение ПМПК
учителя,
оценка психологомзоны ближайшего логопедом
развития
обучающегося
Использование
Организация
Соблюдение режима
развивающих
коррекционных
дня,
смена
программ.
занятий,
интеллектуальной
Стимуляция
индивидуально
деятельности
на
активной
ориентированных
эмоциональную
и
деятельности
занятий;
двигательную,
самого
занятия
со изотворчество,
обучающегося
специалистами,
хореография,
соблюдение режима логоритмика, занятия
дня, смены труда и ЛФК, общее развитие
отдыха,
обучающегося,
его
полноценное
кругозора,
речи,
питание.
эмоций и т.д.
Систематические
Смена
Социализация
и
валеопаузы, минуты интеллектуальной
интеграция
в
отдыха,
смена деятельности
на общество.
режима труда и эмоциональную и Стимуляция общения.
отдыха; сообщение двигательную и т.п., Посещение занятий в
обучающимся
контакты
со системе
важных
сверстниками,
дополнительного

Развивающая
направленность

объективных
сведений
об
окружающем мире,
предупреждение
негативных
тенденций развития
личности
Использование
учителем элементов
коррекционных
технологий,
специальных
программ,
проблемных форм
обучения,
элементов
коррекционноразвивающего
обучения.

Ответственные за Учителяиндивидуальнопредметники
ориентированные
мероприятия

педагогами,
специалистами ОО

образования
интересам.

по

Организация часов
общения,
групповых
и
индивидуальных
коррекционных
занятий,
занятия
с
психологом,
соблюдение режима
дня

Посещение
организаций
дополнительного
образования, выезды
на
природу,
путешествия, чтение
книг,
общение
с
разными (по возрасту,
по
религиозным
взглядам, по образу
жизни)
людьми,
посещение
спортивных секций,
кружков и т.п.
УчителяРодители (законные
предметники
представители)
Специалисты ППК Специалисты ППК
ПедагогКлассный
библиотекарь
руководитель
Педагоги ДО

5.5. Планируемые результаты коррекционной работы
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и могут определяться индивидуальными программами развития обучающихся с
ЗПР, включающими индивидуальные учебные планы.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные
группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности
формируются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной –
личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном
развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной
результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом
индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ
и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий,
направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение
содержанием АООП ООО (конкретных предметных областей; подпрограмм) с учетом
индивидуальных возможностей разных категорий обучающихся с ЗПР; индивидуальные
достижения по отдельным учебным предметам.
Достижения обучающихся с ЗПР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью обучающихся класса
Результатом индивидуально-ориентированной коррекционной работы с обучающихся с
ЗПР может считаться не столько успешное достижение ими планируемых результатов
освоения АООП ООО, сколько формирование социальной компетентности,
складывающейся из следующих компетенций:

Составляющие
социальной
компетентности
Развитие
адекватных
представлений
о
собственных
возможностях
и
ограничениях, о насущно
необходимом
жизнеобеспечении,
способности вступать в
коммуникацию
со
взрослыми по вопросам
медицинского
сопровождения
и
созданию специальных
условий для пребывания в
ОО, своих нуждах и
правах в организации
обучения
Овладение
социальнобытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни

Планируемые результаты коррекционной работы
Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно
и чего нельзя.
Умение пользоваться личными адаптивными средствами в
разных ситуациях.
Понимание того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо.
Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
помощью, точно описать проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений.
Готовность выделять ситуации, когда требуется привлечь
родителей.
Умение объяснить учителю, классному руководителю
необходимость связаться с семьей.
Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном
процессе, сформулировать запрос о специальной помощи.

Стремление к самостоятельности и независимости в быту и
помощи другим людям в быту.
Овладение навыками самообслуживания: в школе, дома.
Умение включаться в разнообразные повседневные дела.
Умение принимать посильное участие, брать на себя
ответственность в каких-либо областях домашней жизни.
Умение ориентироваться в предметно-пространственной
среде школы, в расписании уроков и ИКЗ.
Готовность попросить о помощи в случае затруднений.
Понимание значения праздника в школе и дома.
Стремление принимать участие в подготовке и проведении
школьных КТД.
Овладение
Умение решать актуальные жизненные задачи, используя
коммуникативными
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную,
навыками
невербальную).
Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос,
выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения,
завершить разговор.
Умение корректно выразить отказ и недовольство,
благодарность, сочувствие и т.д.
Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Освоение культурных форм выражения своих чувств.
Расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может
использовать коммуникацию как средство достижения цели.
Умение передать свои впечатления, соображения,
умозаключения, так, чтобы быть понятым другим человеком.
Умение принимать и включать в свой жизненный опыт
других людей.
Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и
планами с другими людьми
Дифференциация
и Адекватность бытового поведения обучающегося с точки
осмысление
картины зрения опасности / безопасности для себя и окружающих,
мира и ее временно- сохранности окружающей предметно-пространственной,
природной среды.

пространственной
организации

Осмысление
своего
социального окружения и
освоение
соответствующих
возрасту
системы
ценностей и социальных
ролей

Использование вещей (предметов) в соответствии с их
функциональным назначением, характером наличной
ситуации.
Расширение и накопление знакомых и разнообразно
освоенных мест за пределами дома, школы: двор, дача, лес,
парк, река, городские и загородные достопримечательности и
др.
Активность во взаимодействии с миром, понимание
собственной результативности.
Накопление опыта освоения нового с помощью экскурсий и
путешествий.
Умение накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени
и пространстве.
Умение устанавливать взаимосвязь природного порядка и
уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать
этому порядку.
Прогресс в развитии любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в
совместную со взрослыми исследовательскую деятельность
Умение адекватно использовать принятые в окружении
обучающегося социальные ритуалы.
Умение корректно выразить свои чувства, отказ,
недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение.
Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с
людьми разного статуса.
Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт.
Умение не быть назойливым в своих просьбах и требования,
быть благодарным за проявление внимание и оказание
помощи.
Умение применять формы выражения своих чувств адекватно
ситуации социального контакта.
Расширение круга освоенных социальных контактов.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП ООО для обучающихся с ЗПР
3.1 Учебный план АООП ООО
Учебный план АООП ООО для обучающихся с ЗПР соответствуют ООП ООО
школы.
3.2 План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП основного общего образования и обеспечивает
реализацию индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов
обучающихся, их родителей (законных представителей). Реализуется оптимизационная
модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 5-9 классов организуется в объеме до 10
часов в неделю по следующим направлениям:
 спортивно-оздоровительное
 общекультурное
 общеинтеллектуальное
 духовно-нравственное
 социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП ООО для обучающихся с ЗПР
(кроме коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП ООО школы.
Для обучающихся с ЗПР обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП ООО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы,
отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на
внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций
ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитывается при определении максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП ООО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года
обучения.
В 5-9 классах по АООП ЗПР в коррекционно-развивающей области выделены часы
следующих коррекционных курсов:
 Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью коррекции
пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по
учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы,
овладения орфографическими, каллиграфическими навыками.
 Логопедические коррекционно-развивающие занятия -1 час по профилактике
дисграфии, развитию графомоторных навыков с целью формирования навыков
письменной речи;
 Коррекционно-развивающие занятия с психологом - 1 час с целью коррекции
основных психологических функций, преодоление или ослабление проблем в
психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных
отношений.
 Коррекционно-развивающие занятия по математике - 1 час с целью коррекции
пробелов общего развития, восполнения возникающих пробелов в знаниях по
учебному предмету, пропедевтики изучения сложных разделов учебной программы.
План внеурочной деятельности в 5-9 классах АООП обучающихся с ЗПР

Направления
внеурочной
деятельности*
Коррекционноразвивающая
область (ЗПР)

Формы
организации

Индивидуальные
занятия
Индивидуальные
занятия
Индивидуальные
занятия
Индивидуальные
занятия

Название

Коррекционно развивающие занятия по
русскому языку
Коррекционно развивающие занятия с
психологом
Логопедические
коррекционноразвивающие занятия
Коррекционно развивающие занятия по
математике

Количество часов
в неделю
1

Всего
1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

5

Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП ООО
вынесены в Приложение.
Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП
ООО школы.
3.3.Система условий реализации АООП ООО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) на уровне основного общего образования (данную работу проводит
педагог- психолог совместно с учителями-предметниками, классными руководителями и
педагогами-тьюторами).
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей-предметников на заседаниях рассматриваются различные
вопросы реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР, работа по самообразованию
педагогов планируется с учетом необходимости реализации коррекционной
направленности учебно-воспитательного процесса.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный
методический кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарнотематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности,
курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная
модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать
участие все педагогические работники учреждения (учителя, учитель-логопед, социальный
педагог, педагог-психолог, и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов школы.
Комплексное психолого-медико-социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ
реализуется в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной
организации (ПМПК));
Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления
или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Комплексное
психолого-медико-социальное
сопровождение
и
поддержка
обучающихся с ОВЗ обеспечиваются специалистами школы (педагогом-психологом,
медицинским работником, социальным педагогом), регламентируются локальными
нормативными актами школы, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во
внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является
тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов школы, представителей
администрации и родителей (законных представителей).
Медицинская поддержка и сопровождение обучающихся с ОВЗ в школе
осуществляются медицинским работником (медицинской сестрой) на регулярной основе и,
помимо общих направлений работы со всеми обучающимися, имеют определенную
специфику в сопровождении школьников с ОВЗ. Медицинский работник, являясь
сотрудником профильного медицинского учреждения, осуществляет взаимодействие с
родителями детей с ОВЗ.
Социально-педагогическое сопровождение школьников с ОВЗ осуществляет
социальный педагог. Деятельность социального педагога направлена на защиту прав всех
обучающихся, охрану их жизни и здоровья, соблюдение их интересов; создание для
школьников комфортной и безопасной образовательной среды. Социальный педагог
(совместно с педагогом-психологом) участвует в изучении особенностей школьников с
ОВЗ, их условий жизни и воспитания, социального статуса семьи; выявлении признаков
семейного неблагополучия; своевременно оказывает социальную помощь и поддержку
обучающимся и их семьям в разрешении конфликтов, проблем, трудных жизненных
ситуаций, затрагивающих интересы подростков с ОВЗ. Социальный педагог участвует в
проведении профилактической и информационно-просветительской работы по защите прав
и интересов школьников с ОВЗ; в выборе профессиональных склонностей и интересов.
Основными формами работы социального педагога являются: урок (за счет классных
часов), внеурочные индивидуальные (подгрупповые) занятия; беседы (со школьниками,
родителями, педагогами), индивидуальные консультации (со школьниками, родителями,
педагогами), выступления на родительских собраниях, на классных часах в виде
информационно-просветительских лекций и сообщений. Социальный педагог
взаимодействует с педагогом-психологом, педагогом класса, в случае необходимости с
медицинским работником, а также с родителями (их законными представителями),
специалистами социальных служб, органами исполнительной власти по защите прав детей.
С целью ликвидации речевых нарушений в школе работает педагог-логопед,
обеспечивающий ребенку индивидуальный подход и гибкую систему работы.
Психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется в рамках
реализации основных направлений психологической службы. Педагог-психолог проводит
занятия по комплексному изучению и развитию личности школьников с ОВЗ. Работа
организована индивидуально и в мини-группах. Основные направления деятельности
школьного педагога-психолога состоят в проведении психодиагностики; развитии и
коррекции эмоционально-волевой сферы обучающихся; совершенствовании навыков
социализации и расширении социального взаимодействия со сверстниками (совместно с
социальным педагогом); разработке и осуществлении развивающих программ;
психологической профилактике, направленной на сохранение, укрепление и развитие
психологического здоровья учащихся с ОВЗ.
Помимо работы со школьниками педагог-психолог проводит консультативную
работу с педагогами, администрацией школы и родителями по вопросам, связанным с
обучением и воспитанием учащихся. Кроме того, в течение года педагог-психолог
осуществляет информационно-просветительскую работу с родителями и педагогами.
Данная работа включает чтение лекций, проведение обучающих семинаров и тренингов
Психолого-педагогическое обеспечение
- обеспечение дифференцированных условий в соответствии с рекомендациями
психолого-педагогической комиссии;
- обеспечение психолого-педагогических условий;

- обеспечение специализированных условий;
- обеспечение здоровьесберегающих условий;
- обеспечение участия всех детей с ОВЗ в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
С целью организации условий обучения детей данной категории в школе имеются
кабинет коррекционно-развивающей работы, сенсорная комната, медицинский кабинет.
Работают специалисты педагог - психолог, социальный педагог, педагоги-предметники.
В кабинете психолога имеется:
- рабочее место;
- зона первичного приема и беседы;
- методический уголок;
- место для занятий с детьми;
- зона релаксации;
- аппаратно-программный комплекс для детей с ОВЗ;
- развивающие программы, игры и упражнения, раздаточный материал для
организации деятельности.
Рабочее пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой
профессиональной деятельности специалиста. В настоящее время психологический
кабинет одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон: методическую,
консультативную, место для индивидуальной и групповой работы с детьми.
Функциональное
распределение
кабинета
по
зонам
помогает
заниматься
консультированием и диагностикой, профилактикой и просвещением; развивающей,
коррекционной, методической и экспертной деятельностью.
Сама обстановка помогает детям расслабиться, настроиться на позитивное общение и
игру. Свободное размещение удобных мягких кресел служит для отдыха, снятия усталости
и восстановления работоспособности в сеансах кратковременной релаксации, а также при
обучении методам саморегуляции в группах. Помимо обучения навыкам формирования
состояния релаксации, в этой зоне можно проводить занятия и сеансы аутогенной
тренировки с просмотром слайдо - и видеопрограмм с музыкальным сопровождением.
Кадровые условия
Учителя-предметники
основной
школы,
специалисты
имеют
высшее
профессиональное образование и среднее профессиональное образование, планово
поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИРО.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений на уровне основного общего образования в рамках школьного
ПМПк, в постоянный состав которого входят учитель-логопед, педагог-психолог,
социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК (на
договорной основе).
Школа может временно или постоянно обеспечить участие тьютора, который должен
иметь высшее профессиональное образование по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей (специальностей), или
пройти курсы переподготовки по соответствующей программе, и стаж педагогической
работы не менее 2 лет.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».